background picturebackground picture

Агрессивный ребенок: что происходит в семье?

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

779

Ребенок сегодня — это результат действия взрослого вчера

По наблюдениям специалистов — педагогов, воспитателей, психологов, в последнее время увеличилось количество проявлений агрессии у детей. Причем вне зависимости от возраста, пола и социального положения ребенка. В чем же причина этого явления? Почему вдруг дети становятся агрессивными? Или это происходит не вдруг? На вопросы отвечает педагог-психолог высшей категории Ольга Рудая.

Что такое агрессия

Агрессивность мы можем наблюдать уже у детей раннего возраста. Когда один малыш бьет лопаткой другого, чтобы отнять его игрушку в песочнице или не отдать свою, — это пример агрессивного поведения.

Но наибольшая степень агрессии свойственна детям младшего школьного возраста. В 5–8 лет еще можно скорректировать поведение ребенка, поняв его причины и поработав с симптомами. Дальше агрессия становится чертой личности и с трудом поддается коррекции. Многое в подобных ситуациях зависит от взрослых, от того, насколько у них хватит терпения и желания помочь ребенку.

Агрессия — мотивированное разрушительное поведение, импульс или намерение, которое рождает психологический дискомфорт и наносит ущерб людям или отдельному человеку.

Агрессия — это действие, а агрессивность — свойство личности. Агрессию может проявить любой человек, и это не большая проблема, но если такие действия становятся чертой личности, то коррекция потребует времени и сил.

Почему дети часто выбирают агрессивный путь решения проблемы

1. Младшие школьники еще недостаточно критичны. Они уже понимают, что хорошо, что плохо, но пока не четко.

2. Несформированность навыков, которые позволяют конструктивно решать вопросы.

3. Дети 6–9 лет в основном не умеют слушать и слышать, тянут одеяло на себя. Действуют импульсивно, не думая про других, просто потому, что пока этого не понимают.

Классификация видов агрессии

Агрессия бывает разных типов, каждый из которых имеет свои последствия и для ребенка, и для окружающих.

  • По направленности на объект — гетероагрессия (на предметы, людей или животных) и аутоагрессия (причинение вреда самому себе).
  • По причине проявления — реактивная (агрессия-ответ) и спонтанная (немотивированная) агрессия.
  • По целенаправленности — инструментальная (как средство получения чего-то) и целевая мотивационная (для удовольствия) агрессия.
  • По открытости проявления — прямая и косвенная.
  • По форме проявления — вербальная (обзывания, оскорбления, дразнилки) и экспрессивная (нахмуренный взгляд, агрессивная поза) физическая агрессия.

Критерии агрессивности у дошкольников

Проявлять гнев и агрессию может любой человек, так как негативные эмоции испытывают все. Если это происходит нерегулярно, то, значит, ничего необычного не происходит. Если же агрессивное поведение проявляется часто, следует обратить на него особое внимание. По каким признакам можно определить, что ребенок склонен к агрессии?

1. Теряет контроль над собой.

2. Спорит и ссорится с окружающими.

3. Отказывается выполнять просьбы взрослых.

4. Намеренно вызывает чувство злости и раздражения.

5. Склонен винить других в своих ошибках и неудачах.

6. Испытывает чувство злости, гнева и зависти.

7. Не способен забыть об обиде, не отплатив.

8. Мнительный и раздражительный.

Если в течение 6 месяцев родители наблюдают у ребенка не менее четырех из восьми признаков, можно предположить, что проявление агрессии входит в его поведенческую модель. То есть ребенку свойственно решать свои проблемы при помощи агрессии.

Агрессия у дошкольников отличается от агрессии школьников. В дошкольном возрасте дети проявляют в основном инструментальную агрессию. После получения желаемого агрессивные действия прекращаются.

Критерии агрeccивнocти y школьников

В школе у ребенка может закрепиться агрессивное поведение, особенно если он прибегает к нему не разово, а периодически. Агрессивность младшего школьника можно увидеть по следующим признакам.

1. Часто угрожает другим людям (словами, жестами, взглядом).

2. Периодически выступает инициатором драк (может использовать ранящие предметы).

3. Не испытывает сострадания, проявляет жестокость к людям и животным, намеренно может сделать им больно (словом или физически).

4. Неразборчив в средствах достижения своих целей (например, может применять в качестве мести воровство, порчу личных вещей обидчика и т. п.).

5. Не считается с мнением родителей, их запретами и ограничениями (вплоть до побега из дома).

6. Имеет трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтует или прогуливает уроки.

Прежде всего родителям необходимо выяснить причину, по которой ребенок прибегает к агрессивному поведению. Когда взрослым удастся разобраться в ситуации и понять, что движет ребенком и почему он использует именно такой способ взаимодействия с окружающим миром, с агрессией можно будет справиться.

Мотивы агрессии

Специалисты выделяют 4 основных мотива, которые побуждают ребенка к агрессивному поведению.

  • Привлечение внимания. Таким образом ребенок старается обратить на себя внимание. «Пусть лучше так, чем никак».
  • Месть. «Все, кто меня обидел, будут получать сдачи».
  • Борьба за власть. Такое происходит, когда родитель неправильно выставляет границы и определяет семейные правила.
  • Избегание неудач. К этому приводят завышенные требования к ребенку со стороны родителей.

На самом деле агрессия — это крик души ребенка о помощи.

У ребенка внутри происходит что-то такое, с чем он не может справиться самостоятельно. Агрессия — это отражение внутреннего дискомфорта. Надо понять, какая потребность ребенка не удовлетворяется.

Три основных источника деструктивного поведения

Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка. Базовое доверие или недоверие к миру закладывается у человека еще в период внутриутробного развития. Если ребенок был нежеланный, женщина испытывала на протяжении 9 месяцев стресс и дискомфорт, все это передалось малышу, и у него сформировалось враждебное отношение к окружающему миру. Кроме того, к утрате доверия приводят и ошибки воспитания: например, враждебность и раздражительность по отношению к ребенку.

Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей. Взрослые должны устанавливать определенные правила и запреты в разумных пределах. Без ориентиров ребенку трудно сформировать правильную систему ценностей. Запреты должны быть дозированными, а рамки — растянутыми, потому что и гиперопека, и гипоопека одинаково плохи для формирования личности ребенка. При повышенном внимании взрослых ребенок не научается справляться с трудностями, а при его отсутствии вырастает нелюбимым и неуверенным в себе.

Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности. При авторитарном стиле воспитания ребенок чувствует себя подавленным и прежде всего испытывает потребность доказать что-то и миру, и себе.

Что приводит к агрессивному поведению

Семейные причины

1. Неприятие детей родителями.

2. Безразличие или враждебность со стороны родителей.

3. Неуважение к личности ребенка.

4. Чрезмерный контроль или полное отсутствие его.

5. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

6. Разрушение эмоциональных связей в семье.

7. Запрет на физическую активность.

8. Отказ в праве на личную свободу.

Личные причины

1. Подсознательное ожидание опасности.

2. Неуверенность в собственной безопасности.

3. Личный отрицательный опыт.

4. Эмоциональная нестабильность.

5. Недовольство собой.

6. Повышенная раздражительность.

7. Чувство вины.

Ситуативные причины

1. Плохое самочувствие, переутомление.

2. Влияние продуктов питания.

3. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

Что делать?

Девиз для родителей: «Прежде чем воспитывать кого-то, начните с себя!» Взрослым необходимо ответить на вопросы: «Умеете ли вы управлять собственными эмоциями? Какой пример вы даете своему ребенку? Четко ли вы понимаете, чего хотите от жизни? Какие модели поведения для вас характерны?»

После этого коррекционную работу можно будет вести по нескольким направлениям. Сначала нужно поработать с гневом и научить ребенка анализировать негативные чувства. Подавлять гнев и злость нельзя. Необходимо научиться правильно и мирно их перенаправлять и выплескивать. Следует давать право ребенку испытывать любые эмоции и учить его говорить о своих чувствах.

Важно обучать ребенка конструктивным навыкам общения с другими людьми и взаимодействия с окружающим миром с самого раннего возраста. Родителям необходимо показать сыну или дочери как можно большее количество поведенческих моделей, с объяснением и проговариванием чувств и событий происходящего, иначе для удовлетворения своих потребностей ребенок выберет самую простую модель — агрессивную.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: ласку, заботу, доверие, сердечность, внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, надежду, любовь.

Вебинар Ольги Рудой «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения» можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях