background picturebackground picture

Скоро, скоро в детский сад!

Раннее детство

Дошкольники

347

Начинаем подготовку заранее

Поступление в детский сад — важный момент отделения ребенка от взрослых. И это испытание для всех. О том, как помочь малышу и себе пережить трудный этап, рассказывает доцент кафедры психологии и педагогики детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева кандидат психологических наук Татьяна Тихонович.

Перемены в жизни

Поступление в детский сад — период стресса для всей семьи. Не только ребенок, но и родители тяжело переживают его. Это связано с изменениями, которые затрагивают все стороны жизни. В саду четкий режим дня, рядом с малышом нет родных и близких, зато постоянно присутствуют сверстники, ребенку необходимо слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, при этом количество персонального внимания по отношению лично к нему резко снижается. Все это приводит к напряжению и переживаниям.

Изменения внутреннего состояния ребенка в период адаптации к детскому саду следующие.

  • Сдвиги в эмоциональном состоянии: ребенок много плачет, раздражается.
  • Нарушение аппетита: ребенок ест меньше и реже, чем обычно.
  • Нарушение сна: ребенок не может заснуть, утрачиваются приобретенные навыки (сон кратковременный, прерывистый).
  • Некоторый регресс: малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться.
  • Частая заболеваемость. Это связано и с психическим напряжением, и с незрелостью иммунной системы ребенка.

Степень выраженности адаптационных нарушений связана с предшествующими условиями воспитания в семье, с индивидуально-личностными и возрастными особенностями малыша, с особенностями межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери, с организацией учебно-воспитательного процесса в детском саду, с наличием опыта разлуки с близким взрослым и навыков самообслуживания, с наличием или отсутствием привычки выполнять требования. В зависимости от вышеперечисленных условий у разных детей степень адаптации может быть разной.

При легкой степени адаптации все показатели поведения и самочувствия ребенка нормализуются в течение месяца. При средней — в течение 2–3 месяцев. Тяжелая степень длится до 6 месяцев, дезадаптация — более 6 месяцев.

Трудности адаптационного периода и пути решения

Эмоциональное состояние. Для того чтобы эмоционально облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия.

Нарушение аппетита. Не заставлять есть, если ребенок не хочет.

Нарушение сна. Соблюдать режим, стараться укладывать малыша спать в одно и то же время.

Утрата приобретенных навыков. Это временное явление, поэтому надо относиться с пониманием, показывать ребенку свою любовь, заботу и ласку.

Частая заболеваемость. Следует максимально укреплять иммунитет ребенка перед посещением детского сада и в период адаптации.

Как помочь ребенку?

  1. Готовим ребенка к посещению детского сада за несколько месяцев до этого события и формируем положительный образ детского сада.
  2. Укрепляем здоровье ребенка.
  3. Прививаем навыки самостоятельности.
  4. Организуем дома режим дня, близкий к режиму сада.
  5. Положительно отзываемся о воспитателях и саде.
  6. В выходные дни не меняем режим дня ребенка.
  7. Не перегружаем малыша в период адаптации (умственно, эмоционально, физически).
  8. Создаем дома спокойную и бесконфликтную атмосферу.
  9. Терпимее относимся к капризам.
  10. Даем в сад небольшую игрушку.
  11. Придумываем сказки и игры о детском саде.
  12. При расставании используем главное правило: спокойна мама — спокоен малыш.
  13. По возможности, пусть ребенка отводит в сад тот, с кем малышу легче расстаться (бабушка, папа или другие родственники).
  14. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте, когда. Не задерживайтесь!
  15. Придумайте свой ритуал прощания.

Чего нельзя делать в период адаптации к саду

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет в саду при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
  • Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии.
  • Нельзя пугать детским садом.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
  • Нельзя обманывать ребенка.
  • Важна помощь самому себе!

Помощь себе в период адаптации к саду

  1. Быть уверенными в том, что посещение сада действительно нужно семье.
  2. Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое создание». Его адаптационная система прекрасно приспособлена к принятию изменений.
  3. Заручиться поддержкой других родителей, специалистов, воспитателей.

Анкета «Готов ли ребенок к поступлению в детский сад?»

1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

  • бодрое, уравновешенное — 3 балла
  • неустойчивое — 2 балла
  • подавленное — 1 балл

2. Как ребенок засыпает?

  • быстро, спокойно (до 10 минут) — 3 балла
  • долго не засыпает — 2 балла
  • неспокойно — 1 балл

3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

  • да — 1 балл
  • нет — 3 балла

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

  • 2 часа — 3 балла
  • 1 час — 1 балл

5. Аппетит ребенка?

  • хороший — 4 балла
  • избирательный — 3 балла
  • неустойчивый — 2 балла
  • плохой — 1 балл

6. Как относится ребенок к высаживанию на горшок?

  • положительно — 3 балла
  • отрицательно — 1 балл

7. Просится ли ребенок на горшок?

  • да — 3 балла
  • нет, но бывает сухой — 2 балла
  • нет и ходит мокрый — 1 балл

8. Есть ли у ребенка отрицательные привычки?

  • сосет пустышку или сосет палец, раскачивается, другое — 1 балл
  • нет — 3 балла

9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

  • да — 3 балла
  • иногда — 2 балла
  • нет — 1 балл

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

  • да — 3 балла
  • иногда — 2 балла
  • неустойчивый — 2 балла
  • плохой — 1 балл

11. Как ребенок играет?

  • умеет играть самостоятельно — 3 балла
  • не всегда играет сам — 2 балла
  • не играет сам — 1 балл

12. Взаимоотношения со взрослыми?

  • легко идет на контакт — 3 балла
  • избирательно — 2 балла
  • трудно — 1 балл

13. Взаимоотношения с детьми?

  • легко идет на контакт — 3 балла
  • избирательно — 2 балла
  • трудно — 1 балл

14. Отношение к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

  • да — 3 балла
  • не всегда — 2 балла
  • нет — 1 балл

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

  • есть — 3 балла
  • не всегда — 2 балла
  • нет — 1 балл

16. Есть ли опыт разлуки с близкими?

  • переносит разлуку легко — 3 балла
  • тяжело — 1 балл

17. Есть ли привязанность к кому-либо из взрослых?

  • есть — 1 балл
  • нет — 3 балла

Посчитайте баллы.

Прогноз адаптации

Итоги:

  • 55–40 баллов — готов к поступлению в детский сад;
  • 39–24 балла — условно готов;
  • 23–16 баллов — не готов.

Если ребенок пока не готов к саду или готов условно, не расстраивайтесь. У вас есть знания и время, для того чтобы подготовиться к этому важному событию.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность, и тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Если нужна помощь

Родители всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях