background picturebackground picture

“Мама, что мне делать?”

Дошкольники

Школьники

Подростки

202

Как помочь ребенку в ситуации неопределенности

Первый поход в детский сад или в школу, смена класса, внезапный переезд или первая влюбленность: мы, взрослые, привыкли к неожиданным ситуациям, а для ребенка, который переживает их впервые, этот период жизни может стать очень непростым. О том, как вести себя в ситуации неопределенности, понять, что ребенку нужна помощь, и заранее предугадать возможные кризисы, рассказывает психолог, доцент кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета Валерия Катунова.

Что такое неопределенность

С научной точки зрения неопределенность — это осознание недостатка информации о текущих событиях или будущих исходах. Говоря проще, в ситуации неопределенности человек буквально не знает, что ему делать сейчас и что будет дальше. Неопределенность бывает ситуативная (например, ребенок упал и ударился) и предсказуемая — та, которая возникает регулярно (например, первый поход в детский сад, в школу, приезд родственников и т. д.).

Теоретически большинство сложностей для родителей — предсказуемые, и главная задача мамы и папы — подготовить ребенка и все тщательно проговорить.

Очень часто ситуации, которые нам, взрослым, кажутся пустяковыми, для малыша могут стать большим испытанием.

Особенности психики ребенка

Родителям важно понимать, что дети сильно отличаются от взрослых, — они буквально по-другому мыслят в силу того, что их мозг устроен иначе.

Поведение в ситуации неопределенности зависит от следующих особенностей психики.

  • Дети имеют низкую степень самостоятельности. В большинстве случаев именно взрослым нужно подстраиваться под ребенка, а не наоборот.
  • Дети не всегда могут выразить простые потребности, сказать, что именно им нужно.
  • Важно обозначить ребенку его потребности, например: «Ты сейчас устал (расстроен, хочешь есть)». Также при стрессовой ситуации лучше не спрашивать у ребенка: «Что случилось, что с тобой?», а самостоятельно обозначить состояние: «Тебе грустно?», «Ты устал?», «Ты расстроен, потому что…?».
  • Долговременная память (что было вчера, неделю назад и т. д.) у ребенка начинает формироваться с 3–3,5 лет. Будущее ребенок этого возраста видит в перспективе одного дня: если мама обещает двухлетнему малышу дать конфету завтра, он слышит «никогда» и, конечно, реагирует слезами. До 7–8 лет ребенок видит будущее в перспективе одной недели, до 11–13 лет — одного месяца. Вряд ли стоит рассчитывать на особую сознательность, говоря пятикласснику: «Учись сейчас хорошо, иначе потом не сможешь поступить в хороший институт».
  • Саморегуляция, или сила воли (сесть за уроки, остановить игру и т. д.), формируется обычно с 3–4 лет до 23–25 лет.
  • Поведение детей чаще ситуативно — они реагируют «сейчас», а не планируют реакцию и не всегда могут осознать последствия своих действий.
  • Воспитание и обучение ребенка очень сильно зависит от среды (детского сада, школы, семьи).

Неопределенность глазами ребенка

Самая первая и главная неопределенность в жизни ребенка связана с ним самим, весь мир для малыша (особенно до начальной школы) буквально сконцентрирован только на нем.

В этот период ему важно ответить на вопросы:

  • Кто я?
  • Какой я?
  • Что будет дальше?
  • Что будет со мной, если… (например, в ситуации резких изменений в семье — при разводе, новом браке, пополнении, переезде и т. д.)?
  • Как вести себя в разных ситуациях?
  • Как вести себя с разными людьми (новый коллектив, пришли гости, приехал родственник, пришел врач и т. д.)?
  • От чего зависит мой успех (как мне стать хорошим, как получить похвалу, как загладить вину и т. д.)?

На все эти вопросы родители должны отвечать каждый день, проговаривать каждую ситуацию, рассказывать, четко расставить границы и сами их придерживаться, рассказывать, как вести себя, и буквально записывать алгоритмы.

Как понять, что ребенку сейчас непросто?

Существуют некоторые маркеры, которые подскажут родителям, что их сын или дочка нуждается в помощи. Перечислим основные стратегии поведения ребенка в ситуации неопределенности.

Он убегает — уходит от разговора, всячески старается не общаться, буквально закрывается в своей комнате или уходит, хлопнув дверью, меньше обращает внимания на уроки, саботирует домашние задания, не реагирует на плохие оценки, много проводит времени за компьютером или в гаджетах.

Он нападает — кричит, угрожает, ломает вещи, обзывается и дерется. Чаще всего это происходит с детьми, которые загнаны в угол, или с теми, у которых нет ограничений на агрессивное поведение, он думает: «Если взрослые себе это позволяют, то и я могу».

Он замирает — «прячет в себе ситуацию», не реагирует, скрытничает, часто болеет, напуган. Чаще всего это происходит со скромными, тихими детьми.

Нужно понимать, что такие ситуации даже опаснее, чем активный выплеск эмоций. Когда негатив копится внутри, он рано или поздно может вырваться наружу.

Он паникует — плачет, ведет себя странно, суетится, он рассеян, невнимателен. Постоянно говорит об одном и том же (туннельное мышление).

В каждом из этих случаев родителям нужно понять, что прежде всего ответственность лежит на них. Стоит поговорить с ребенком, объяснить ему происходящее, попытаться договориться, рассказать, как быть дальше.

Как помочь ребенку подготовиться к неопределенности

Для начала постарайтесь дать ребенку общие установки на вашу поддержку. Как можно чаще говорите ему, что он сильный, он справится и найдет выход. Поддерживайте его во всем.

Дайте ребенку четкие инструкции. Подробно расскажите ему, что будет дальше. Например, если ему предстоит поход в новую школу, сходите туда вместе, поговорите с учителями и одноклассниками. Разберите каждую ситуацию — позитивную и негативную, пусть он будет готов ко всему.

Определите ресурсы. Расскажите ребенку, кто и что может ему помочь. Например, в случае со школой: к кому можно обратиться, если ты потерялся, с каким вопросом можно подойти к учителю, к школьному психологу, к врачу и т. д. Также обозначьте, какие ресурсы есть у него самого — в чем его сильные стороны. Обязательно скажите, что ошибки — это тоже прекрасный опыт, а не ошибается только тот, кто ничего не делает.

В ситуации неопределенности очень важно также разделить ответственность — родителей и детей. Мамы и папы всегда несут ответственность за здоровье ребенка (лечение, профилактика и т. д.), за его безопасность, за поддержание графика сна и бодрствования, обучение (выбор школы, кружков и т. д.).

Не стоит корить первоклассника за то, что он сам не догадался лечь спать пораньше, чтобы выспаться, — это зона ответственности родителей.

Точно так же в начальной школе нужно поинтересоваться у ребенка, в какой кружок он хотел бы ходить, но выбирать занятия и записывать малыша должны родители.

Психологическая готовность также зависит от родителей.

Важно научить ребенка:

  • задавать вопросы (и самим отвечать на них как можно чаще);
  • планировать, рассуждать и делать выводы;
  • развивать волевые качества (остановить себя тогда, когда нужно, и включить себя в работу тогда, когда не хочется, но нужно);
  • узнавать как можно больше о себе и о других людях.

Срочная помощь

Что делать в случае, если неприятная ситуация произошла неожиданно и подготовиться к ней не было возможности? Например, маме впервые нужно срочно уехать на несколько дней.

Существует несколько последовательных шагов, с помощью которых родители могут помочь ребенку.

Первый шаг — стабилизация состояния. Как только ребенок узнал о новой ситуации, он может отреагировать остро — начать плакать, кричать. Возьмите его за руки, дайте попить воды, отвлеките.

Второй шаг — помогите ему сориентироваться в ситуации. Подробно расскажите о том, что случилось, почему вы вынуждены так поступить, — простым языком опишите, куда именно вы едете, что будете там делать и т. д.

Третий шаг — выявление текущих потребностей. Узнайте, что именно ребенку нужно, чтобы пережить ситуацию. Например, оставьте ему напоминание о себе на дни разлуки — новую мягкую игрушку, фото.

Предложите варианты действий — честно расскажите, что будет, если вы не поедете в эту командировку и останетесь с ним.

Предложите компромисс — например, привезти из поездки что-то интересное.

Примите решение вместе и похвалите ребенка за принятое решение, поддержите его.

Но при этом будьте готовы к кризисам: не всегда дети смогут долго выдержать ситуацию неопределенности — запаситесь терпением и проходите все шаги заново.

И помните о безусловном принятии! Говорите, что вы любите ребенка любым: даже если он придет домой не в настроении, получит двойку, порвет пальто, с кем-то поссорится, не сдаст ЕГЭ и т. д. Он должен понимать, что дома его поймут и обнимут прежде всего, а уж потом помогут разобраться с проблемами.

В случае необходимости вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам — педагогам, дефектологам, психологам, врачам и т. д.

Также за бесплатной консультацией обращайтесь на нашу горячую линию.

Посмотреть вебинар Валерии Катуновой вы можете по ссылке.

Поделиться в соцсетях