Деньги — это не игрушка, но обучать ребенка можно и нужно в игровой форме
В нашей культуре говорить о деньгах не принято. Родители предпочитают не обсуждать с детьми зарплату, кредиты, траты и все, что связано с этой темой. Между тем финансовая грамотность в современном мире — навык, необходимый каждому человеку. О том, как взрослым научиться правильному отношению к финансам и обучить этому детей, рассказывает главный эксперт Отдела финансовой грамотности Волго-Вятского ГУ Банка России Галина Артамонова.
Почему важно прививать правильное отношение к деньгам?
Дети ходят с родителями в магазины. Понимать, откуда берутся деньги, осознавать, что этот ресурс ограниченный, очень важно. Умение говорить о деньгах напрямую связано с уровнем финансовой грамотности, с ведением личного и семейного бюджета. Кроме того, этот навык влияет на благополучие семей и общества в целом.
Где и как можно этому научиться?
Повышение финансовой грамотности населения закреплено на законодательном уровне. Занятия проводятся для всех категорий граждан, начиная с детей дошкольного возраста и до представителей старшего поколения. Для малышей есть уроки «Нескучное деньговедение», для школьников существуют квизы и квесты, для студентов — деловые игры, для работников — тьюторные мероприятия, для людей старшего возраста — мероприятия по противостоянию финансовому мошенничеству. На федеральном уровне проводятся онлайн-уроки по финансовой грамотности. К ним может подключиться любой желающий. Расписание занятий можно найти на сайте Банка России.
Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности» помогает старшеклассникам из любой точки России получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность живого общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.
С чего стоит начать?
Прежде всего родитель должен сам стать финансово грамотным. Если человек сначала транжирит средства, а потом переходит в режим строгой экономии, значит, назвать его компетентным в данной сфере затруднительно. Сначала необходимо научиться самому, а затем уже переходить к обучению ребенка.
Как определить уровень финансовой грамотности?
Грамотный человек:
- зарабатывает больше, чем тратит;
- имеет финансовую подушку безопасности: она должна составлять не менее трех месячных доходов семьи;
- знает, как сберечь деньги и как их правильно вложить, чтобы приумножить сбережения;
- умеет защитить свои права: если финансовыми организациями нарушается порядок оказания услуг, грамотный человек знает, что ему следует предпринять;
- постоянно следит за информацией на рынке. Для этого существует сайт финансовой культуры. Он подходит не только для взрослых, но и для детей, так как в игровой форме обучает маленьких пользователей, например, определению подлинности российских денег.
Как в доступной форме объяснить ребенку азы финансовой грамотности и с какого возраста можно начинать?
Обучение можно начинать — обязательно в игровой форме — уже с трехлетнего возраста. Показать ненастоящие деньги и подлинную купюру. Например, на купюре в 200 рублей можно поискать изображения филина и косули, а на банкноте в 2000 рублей — корабль, машины и чайку. Понравятся детям и водяные знаки.
Детям постарше можно объяснять, что деньги берутся не из банкомата. Нужно рассказать, что они зарабатываются, что есть разные профессии, которые по-разному оплачиваются. В разговоре про профессиональную деятельность можно порассуждать вместе с ребенком, почему разные специалисты получают разные зарплаты.
Необходимо знакомить ребенка с понятием бюджета, какие бывают статьи расходов, почему есть важные и обязательные траты, что такое коммунальные платежи и т. п.
Какие практические занятия можно проводить с ребенком?
Семилетнему ребенку вполне можно поручить побыть «счетчиком» во время совместного похода в магазин. Озвучьте сумму, которую вы намереваетесь потратить на покупки, и список необходимых товаров и попросите ребенка считать все, что вы кладете в корзину. Задача — уложиться в намеченный бюджет. Тогда он поймет, что ничего лишнего купить не получится.
Или, например, предложите дилемму: купить курицу или килограмм конфет. Пусть ребенок порассуждает, какая покупка будет полезнее для семьи, на какой срок ее хватит, что нужнее в данный момент.
Какие еще понятия связаны с финансовой грамотностью?
Важно знакомить ребенка с тем, как устроен бизнес. Например, во время посещения кафе расскажите, что выгодно, а что не очень. Не бойтесь знакомить детей с такими понятиями, как рентабельность, прибыль, кредит. Главное — чтобы тема денег не была запретной. Если не хватает собственной компетентности, нужно что-то почитать, узнать, ознакомиться с проблемой.
Как помочь ребенку научиться копить?
Не попасть в ловушку потребительства и уметь противостоять соблазну покупать здесь и сейчас трудно не только детям, но и взрослым. В этом вопросе основная задача — целеполагание. Важно научиться самим и объяснить ребенку алгоритм: наметить цель (крупная покупка, отпуск и т. п.) — собрать средства — получить желаемое. Для этого подойдет обычная копилка. Ребенок может сам опускать в нее деньги, непосредственно участвуя в процессе накопления. Так он будет чувствовать себя сопричастным к большому делу.
На какие моменты финансового планирования обратить внимание?
Есть важные моменты откладывания денег: визуализация средств и цели. Хорошо, если копилка будет прозрачной. Тогда можно всегда посмотреть, сколько денег уже отложено и сколько осталось. А цель можно отобразить на картинке или фотографии и повесить это изображение на видном месте. Это очень важные моменты финансового планирования.
Нужно ли давать ребенку карманные деньги?
Этот вопрос решается в каждой семье индивидуально, но польза карманных денег становится очевидна при соблюдении определенных правил. Во-первых, важна регулярность. Ребенок должен знать, что он получит оговоренную сумму в намеченный срок (допустим, раз в неделю). Во-вторых, он должен четко осознавать, что эти деньги именно его и он может тратить их по своему усмотрению. Родителям не следует вмешиваться в вопрос детских трат, их задача — объяснить, что дополнительных поступлений не будет, и придерживаться этого правила. Ребенок может потратить все сразу или растянуть средства до следующей выдачи карманных денег. Так он научится планировать, и именно в этом и заключается основной навык распоряжения финансами.