Потребуется время, хорошее настроение и минимум реквизита
В 2-3 года ребенок осваивает мир в основном на ощупь, через предметы. Мы собрали полезные игры без затрат, в которые можно играть дома. Чтобы порадовать ребенка, от родителей потребуется время, хорошее настроение и минимум реквизита.
После года у ребенка активно развивается интерес к окружающему миру. Причем его возможности взаимодействовать с миром расширяются: он становится более активным, понимает речь и может общаться с окружающими, самостоятельно передвигается в пространстве и осваивает его в основном руками (а не пробует на зуб, как раньше). На первый план в этом возрасте выходит развитие мелкой моторики, речи и координации движений. Именно на удовлетворение этих потребностей ребенка рассчитаны игры, которые нравятся детям этого возраста. Для большинства из них будет достаточно предметов, которые есть в каждом доме.
1. Игры с тестом для печенья
Рецептура — на усмотрение родителей, а замесить его можно совместно с ребенком. Малышу также понравится раскатывать его небольшой скалкой, вырезать фигурки животных с помощью формочек или лепить все, что душа пожелает — от колобков до цветов и динозавров. Результат этого творчества потом можно поставить в духовку и подать к столу с чаем или молоком.
Из плюсов: ребенок развивает мелкую моторику и знакомится с азами кулинарии, а еще на выходе у вас будет полезная домашняя выпечка, в составе которой вы уверены. Из минусов — придется убирать на кухне. Хотя и здесь тоже можно привлечь помощницу или помощника. А затем убраться еще раз.
2. Пазлы
Чем хороши пазлы? При минимуме усилий со стороны родителей эти сборные рисунки развивают одновременно мелкую моторику, логическое и пространственное мышление. Можно начать с простейших крупных пазлов из четырех деталей с «подсказкой» на подложке — так ребенок усвоит сам принцип сборки — а затем постепенно доводить это число до 20 и более.
Ориентируйтесь на успехи ребенка и давайте ему посильную задачу. Покупать пазлы ради одной игры не обязательно. Можно использовать вариант игры «сделай сам» — разрезать большую картину или рисунок (например, из журнала) на несколько частей. Для удобства детских пальчиков сначала лучше наклеить картину на картон.
3. Трубочка и мыльная пена
Эта игра хороша тем, что она развивает речевое дыхание и артикуляцию, а значит, помогает быстрее научиться правильно говорить. С помощью трубочки для коктейля (лучше взять широкую, около 5 мм в диаметре) научите ребенка пускать пузыри и устраивать бурю в миске с водой. Веселее будет, если поместить в емкость маленький кораблик, его роль может исполнить и простой кусок дерева или картона. Сразу предупредите, что втягивать жидкость в рот нельзя, и первое время используйте питьевую воду.
Позже можно использовать для игры раствор из разведенного водой детского шампуня (пропорции 1:1). Получившуюся пену можно брать на руки и выдувать из нее пузыри. Чтобы малышу было интереснее, можно надеть шерстяные варежки — тогда пойманный на руку пузырь лопнет не сразу.
4. Прятки
Взрослым это занятие кажется довольно монотонным и простым, но для маленьких детей это, пожалуй, лучший способ изучения пространства. И если раньше в основном прятались родители — и то где-нибудь за подушкой, чтобы «внезапно появиться» — примерно с двух лет в эту игру можно играть по очереди. Обычно сразу понятно, куда ребенок спрятался, но лучше делать вид, что вы его долго ищете. Когда прячетесь сами, выбирайте простое укрытие, которое ребенок быстро найдет.
5. Гайки и болты
В магазине крепежа можно купить набор болтов и гаек последовательно увеличивающихся размеров и получить замечательную недорогую игру. Малыш будет развивать глазомер, подбирая к гайкам подходящие болты, тренировать пальчики, а еще выстраивать болты и гайки по размеру, осваивая понятия «больше-меньше».
Гайки и болты должны быть как можно более крупными, чтобы у ребенка не возникло соблазна их проглотить. Можно подобрать детали с отверстиями, которые можно соединять с помощью крепежа, и тогда долгая и сосредоточенная игра обеспечена. Если есть дрель и ножовка, родители могут сделать такие детали самостоятельно из деревянных реек, которые тоже продаются в строительном магазине.
6. Загадки об окружающем мире
Загадки развивают речь и, фантазию, расширяют кругозор. Принцип простой: родители рассказывают историю, пропуская очевидные слова, а малыш дополняет ее своими ответами. Например, «Того, кто ездит на пожарной машине и тушит пожары, зовут...?»
Для детей чуть старше есть стихотворение Даниила Хармса «Очень-очень вкусный пирог», написанное по такому же принципу.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что—то гости...
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек...
Другой вариант — загадывать предметы, которые есть в комнате и лежат на виду, а малыш должен не только назвать, но и показать их. Ребенок быстро включается в игру и гордится собой, когда отгадывает. А когда нет — ответ становится для него новым знанием о мире. Позже можно перейти на классические стихотворные загадки. Возможно, ребенок и вам что-нибудь загадает. Будьте готовы к необычным вопросам, ведь детская фантазия неисчерпаема.
7. Домашний спектакль с игрушками
Разыграйте простую ролевую историю с игрушками малыша. Зайчик заблудился, собачка хочет есть, котик потерял мячик. Ребенок может стать не просто зрителем, но и участником спектакля, помочь игрушке так, как это сделал бы взрослый. Можно обыграть и бытовые сюжеты и тем самым дать малышу представление о правилах поведения в быту — за столом, в ванной и так далее. Если в доме есть пальчиковые игрушки, можно вместе с ребенком устроить пальчиковый театр — это одновременно развивает речь, воображение и мелкую моторику.
8. Макаронные мостики или бусы
Еще одна игра на развитие моторики, которую можно сделать за две минуты из подручных средств. Чертим фломатером на листе бумаги дорожки и аккуратно выкладываем на них сырые макароны (лучше, если они будут разного цвета и формы). Чтобы добавить занятию сюжетности, поставьте по краям дорожек маленькие игрушки, и объясните, что ваша миссия — построить для них мост из макарон, иначе им никак не встретиться. Еще одна вариация игр с сырыми макаронами — надевать их на леску или нитку, создавая браслеты и бусы.
9. Что внутри?
Возьмите несколько небольших предметов, отличающихся по форме и текстуре. Например, шишку, мячик для пинг-понга, пару игрушек из «Киндер-сюрприза», губку, ключ, катушку ниток и так далее. Но не стоит брать сразу слишком много предметов, для начала достаточно пяти-шести.
Вместе с малышом сложите все предметы в непрозрачный мешочек или пакет, хорошенько все осматривая и ощупывая. Затем договоритесь угадывать предметы в мешке, не заглядывая в него. Возможны следующие варианты игры: берем в руки первый попавшийся предмет и, не доставая из мешка, угадываем, что это такое; показываем малышу аналогичный предмет и просим найти в мешке такой же; отыскиваем в мешке конкретный предмет (например, шишку); даем задания целенаправленно найти в мешке что-нибудь круглое, шершавое или самое маленькое — словом, все зависит от фантазии.
10. «Искалочка»
Ищите вместе или по очереди все предметы, объединенные общими признаками: размером, формой, цветом и другими свойствами. Искать можно в комнате или по всему дому, а вопросы могут быть самыми разными. Что в этой комнате большое/маленькое? Что твердое, а что мягкое? Что ароматное, пушистое, красное, прозрачное, вкусное и так далее. Эта игра развивает внимание ребенка, расширяет его познания об окружающем мире и словарный запас.
Источники:
Блог о развитии и воспитании детей «Жили-были»
Школа родительского мастерства «Детки.guru»
Семейный сайт 7ya.ru