Мнение логопеда
Все родители хотят, чтобы малыш заговорил быстрее, и стараются прилагать для этого как можно больше усилий. Однако специалисты отмечают, что иногда взрослые некоторыми своими действиями приносят не пользу, а вред, замедляя развитие малыша и, наоборот, закрепляя проблемы. О главных ошибках родителей, которые приводят к трудностям в общении, рассказала логопед-дефектолог Елена Мельникова.
Угадывать мысли
Малыши, которые не умеют говорить, часто выражают свои просьбы с помощью жестов или отдельных звуков. А родители, чтобы помочь, стараются угадывать их мысли. Делать так не нужно. Елена Мельникова предупреждает, что в таком случае активный словарь у малыша не формируется. Ребенок не подбирает слова и опирается на то, что его все равно поймут. Построить коммуникацию с окружающими в дальнейшем будет все сложнее, и малышу будет проще общаться только в кругу своей семьи.
Отвечать вместо ребенка
Нередко бывает так, что взрослый торопится и не дает ребенку выразить свою мысль, договаривая за него. В таких ситуациях теряется практика, необходимая для развития речи. Одновременно с этим у ребенка не вырабатывается мотивация пробовать говорить снова. По мнению эксперта, это особенно критично в дошкольном возрасте, когда формируются базовые навыки общения. Фактически ребенок ждет, что взрослые скажут за него.
Давить и заставлять
С одной стороны, не нужно договаривать за ребенка или предугадывать все его мысли, но и давить на малыша тоже нельзя ни в коем случае. Если родители постоянно просят повторить или сказать что-то, это дает ощущение ребенку, что он обязан говорить. У малыша пропадает желание искать слова. Гораздо полезнее и проще разговаривать с ребенком в естественных ситуациях, в игровой форме. Например, обсуждать то, что увидели на прогулке, читать книги, задавать вопросы и обязательно терпеливо ждать, когда малыш сформулирует мысль.
«Сюсюкать»
Искажение звуков — «сюсюканье» кажется милым и безобидным, однако к 4–5 годам ребенок привыкает окончательно и продолжает смягчать или изменять звуки, закрепляя привычку. Конечно, «сюсюкать» можно, но только в определенном возрасте, понимая, что к старшему дошкольному периоду нужно разговаривать полноценно.
Елена Мельникова подчеркивает, что вполне допустимо, когда ребенок до 3 лет еще говорит не совсем чисто, но к этому времени большинство малышей уже научаются строить простые фразы, а к 4 годам появляются свистящие и шипящие звуки, к 5–6 годам формируются сложные звуки (например, [р] и [л]).
Разборчивой и понятной для любого собеседника речь ребенка становится к 6 годам.
«Чтобы помочь ребенку заговорить, важно не ждать и не перекладывать ответственность на садик или время. Родителям стоит больше разговаривать с ребенком в повседневных ситуациях, давать ему возможность отвечать самостоятельно, читать вместе книги и обсуждать события дня. Полезно садиться на уровень [роста] ребенка и говорить так, чтобы он видел артикуляцию: движения губ и положение рта помогают лучше усваивать звуки. Чем раньше создаются условия для свободного общения, тем легче ребенку адаптироваться в коллективе и осваивать обучение», — резюмировала эксперт.