Мнение эксперта
Цифровая среда стала для современных детей и подростков таким же привычным пространством, как двор или школа. Однако если в реальном мире мы с ранних лет учим ребенка базовым правилам безопасности, то в интернете многие зачастую остаются беззащитными. О самых главных принципах формирования информационной грамотности и компетенций кибербезопасности у школьников рассказал заведующий лабораторией доверенного искусственного интеллекта РТУ МИРЭА Юрий Силаев.
Современные школьники — это самое активное и при этом самое уязвимое звено в цифровой экосистеме. Они часто технически подкованы, но при этом не осознают рисков, связанных с безответственным поведением в Сети. Последствия могут быть самыми серьезными: от кибербуллинга и похищения персональных данных до финансового мошенничества и вовлечения в деструктивные сообщества.
Крайне важно, чтобы информационной грамотности обучали ребят как дома, так и в школе. По мнению эксперта, будет правильным, если основы цифровой гигиены станут обязательной частью существующих учебных дисциплин, таких как информатика, ОБЗР, обществознание и право. Речь идет не о создании нового отдельного предмета, а о грамотном включении практических модулей в уже утвержденные программы.
При этом обучение может проходить в максимально практико-ориентированном формате: интерактивные игры, разбор реальных случаев, симуляции атак, например, обучение распознаванию фишинговых писем или мошеннических SMS-сообщений. Юрий Силаев уверен в том, что наиболее эффективными занятия будут в том случае, если программы будут актуальными и педагоги смогут говорить с детьми на их языке, фокусируясь на том, с чем они сталкиваются ежедневно. Это вопросы конфиденциальности и управления цифровым следом в соцсетях, противодействие кибербуллингу, развитие критического мышления для оценки достоверности информации и распознавания фейков, а также основы защиты от кибермошенничества.
Отдельным и крайне важным направлением является работа с педагогическим составом и родителями.
«Нельзя научить ребенка тому, чего не знаешь сам. Я считаю, что необходимы специальные программы повышения цифровой квалификации для учителей и просветительские мероприятия для родителей, которые зачастую отстают от детей в этих вопросах. Для повышения эффективности обучения крайне полезно привлекать практикующих экспертов из сферы кибербезопасности, которые могут поделиться реальными и свежими примерами из своей работы», — отметил Юрий Силаев.
Также о том, как защитить детей от угроз в интернете, читайте в наших материалах.
Безопасность в интернете: как защитить детей от угроз
Правила информационной безопасности для детей и взрослых