Назад в Новости

Домашнее задание без слез и уговоров

Анна Каменева
15 сентября 2025
4

Психологи поделились секретами правильной мотивации

«Домашка» — слово, которого боятся не только дети, но и родители. Одна только мысль о том, что после работы нужно еще делать домашнее задание, повергает многих мам и пап в уныние. Однако психологи Татьяна Маремпольская и Юлия Метлова уверены, что при правильном подходе и качественной организации слез, уговоров, угроз и истерик при выполнении домашней работы можно избежать.

Расскажем о нескольких самых главных правилах мотивации.

Не делайте уроки за ребенка

Домашняя работа нужна для тренировки саморегуляции, планирования и умения доводить дело до конца. Ребенок никогда не сможет научиться этому самостоятельно, если вы будете делать за него всю работу.

Дайте немного отдохнуть

Не нужно заставлять ребенка садиться за уроки сразу после школы, дайте ему немного передохнуть. Выделите время на обед и 20–40 минут на движение, это может быть прогулка, активные игры и т. д. Дети легче включаются в учебу после непродолжительной физической активности, что подтверждено научными исследованиями.

Начинайте с легкого

Для начала работы выбирайте задание, с которыми ребенок может справиться сам, какие-то короткие и простые задачи.

«Это вызывает прилив мотивации и дает ребенку понять, что он может выполнить работу. Потом, пока есть силы, важно переходить к самому сложному предмету», — отмечает Юлия Метлова.

Нет зубрежке!

Монотонное обязательное заучивание вряд ли настроит на нужный лад и поможет в работе. Психологи рекомендуют отдать предпочтение самопроверке: пусть ребенок повторит все, что запомнил, и сам найдет свои ошибки. Очень важно также привить правильное отношение к ошибкам, объяснить, что это не катастрофа, а сигнал, что можно что-то улучшить. Ошибки совершают абсолютно все, это нормально.

Составьте план

Ребенок должен понимать, что на выполнение заданий у него есть определенное количество времени и план работы.

«Это формат „если… то“. Например, „Если я пришел домой в пять, то полчаса отдыхаю, а с половины шестого сажусь за математику на 25 минут“. И вот эти короткие блоки работы делают процесс более реальным и выполнимым. Это гораздо лучше, чем абстрактное „садись и учи все подряд“», — рекомендует Юлия Метлова.

Не угрожайте, а хвалите

Угрозы и обвинения только спровоцируют озлобленность и сформируют тайную ненависть к учебе у ребенка. С учеником начальной школы лучше делать уроки в игровой форме, постараться увлечь, сформировать игровую мотивацию. И конечно, обязательно поощрять после выполнения уроков. Например, вместе сходить погулять, сходить на интересный кружок или занятие. С подростками при любых обстоятельствах нужно стараться выстраивать дружеский контакт и мотивировать на какие-то большие достижения через перспективы их целей, причем с ориентиром на успешных людей.

Поделиться в соцсетях