Назад в Новости

Для ребят с нарушениями слуха, зрения и речи готовят специальные учебники

Анна Каменева
04 сентября 2025
8

В ближайшем будущем появятся издания по четырем предметам

Министерство просвещения РФ продолжает разработку адаптированных учебников для ребят с ограниченными возможностями здоровья. О том, как проходит подготовка и какие именно издания планируются к выпуску, рассказали директор Института коррекционной педагогики доктор педагогических наук Татьяна Соловьева и ведущий научный сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ кандидат психологических наук Елена Самсонова.

Татьяна Соловьева отметила, что в настоящее время завершается разработка предметных линий специальных учебников по русскому языку и развитию речи для учеников с нарушениями слуха. Для ребят с тяжелыми нарушениями речи совсем скоро будут завершены учебники по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение», а в ближайшем будущем создан учебник по русскому языку.  Для школьников с нарушениями зрения готовят учебники по информатике с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Также будут выпущены учебники по изобразительному искусству и английскому языку для начального и основного этапов обучения с использованием тифлографики.

«Разработка новых специальных учебников в основном подразумевает их оригинальность, а не адаптацию действующих массовых. Реализация же адаптированных образовательных программ предполагает особые методики преподавания и организации урока», — подчеркнула Татьяна Соловьева.

Елена Самсонова напомнила, что согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» все дети, независимо от физических или психологических особенностей, имеют право на получение качественного доступного образования как в обычных классах, так и в специализированных, а также в профильных организациях.

«Родитель имеет право выбрать образовательную организацию, в том числе ближайшую к дому школу, обратиться за советами по созданию условий для школьника, если тот испытывает трудности в освоении образовательной программы», — отметила Елена Самсонова.

После обследования ребенка психолого-медико-педагогическая комиссия разрабатывает рекомендации, на основе которых школа должна  обеспечить физическую доступность своих помещений, информационное и психолого-педагогическое сопровождение и предложить адаптированную программу. Учебники предоставляют в пользование бесплатно.

Поделиться в соцсетях