background picturebackground picture

Знакомство с прекрасным: приобщаем малыша к рисованию

Раннее детство

Дошкольники

Особые дети

192

Что и как рисовать вместе с ребенком

О пользе рисования и методах приучения детей к изобразительной деятельности с самого раннего возраста рассказывает старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики РАО кандидат педагогических наук Галина Одинокова.

Среди многих занятий ребенка рисование занимает особенное место. В раннем возрасте это не только развлечение, но и самостоятельная активность. В процессе увлеченного рисования у ребенка развиваются художественно-эстетические представления, пространственная ориентировка, представления о свойствах предметов и явлений, а также воображение, мышление, речь и личностные качества.

Путь познания

Маленькие дети открывают для себя рисование по-разному. Обычно это происходит в возрасте около 1,5 лет, а может, и раньше. Одни малыши, проявляя большой исследовательский интерес к окружающему миру, обнаруживают, что некоторые предметы оставляют след (например, мамина губная помада) или что лужица пролитого йогурта может измениться, если поводить по ней пальцем. Это открытие ребенку хочется повторять снова и снова.

Другие — наблюдают, как кто-то (ребенок или взрослый) рисует мелом на асфальте, палочкой на снегу, фломастером или красками на бумаге или пальцем на запотевшем стекле, и загораются желанием попробовать сделать так же.

В обоих случаях внимательный родитель решит, что ребенка пора познакомить с рисованием, и займется этим. И будет совершенно прав, потому что без обучения ребенок будет увлеченно искать возможности действовать и менять окружающий мир с помощью рисующих и нерисующих предметов повсюду: на стенах, на мебели, на себе.

И теперь ее картинки на подушке, на простынке:

Всюду — солнышки с лучами светятся на радость маме!

(Е. Раннева)

С чего начать?

Взрослый предлагает ребенку бумагу и фломастеры с толстым стержнем, восковые карандаши (важно подбирать такие, которые не ломаются и не крошатся), гелевые мелки (в пластмассовом футляре — по типу губной помады). Первое время малыш будет изучать эти предметы.

Процесс знакомства с бумагой и «пишущими инструментами» напоминает изучение ребенком новой игрушки: он рассматривает ее, перекладывает из руки в руку, берет в рот, стучит по столу. Малыш может пытаться порвать бумагу, взять в рот фломастер. Подобно тому, как с новой игрушкой ребенок не останавливается на достигнутом и находит все новые и новые игровые способы взаимодействия с ней, так и приобщающийся к рисованию малыш начинает интересоваться тем, какой след на бумаге может получаться от разных предметов. Этот переход от исследования предмета к способу действия с ним происходит только при активном участии взрослого.

Совместное творчество

Процесс изучения рисующих инструментов пройдет быстрее, если взрослый пригласит малыша к рисованию и сразу начнет что-то рисовать сам и привлекать к этому внимание ребенка.

Активное участие взрослого предполагает, что мама или папа уделят время тому, чтобы познакомить ребенка с рисованием и вызвать интерес к нему. Для этого нужно обеспечить пространство за столом, дать ребенку все необходимое для рисования, сесть рядом с ним, показать и назвать все («Вот бумага, фломастер») и начать самому рисовать. Это могут быть короткие и длинные линии, круги, простые изображения предметов (машина), явлений природы (дождик) и т. д.

Первые штрихи

После наблюдения за взрослым малыш захочет взять фломастер и сам, произвольно, по своему усмотрению начнет размашисто оставлять следы на бумаге. Следует запастись бумагой, так как ребенок начертит несколько разнообразных линий и может потребовать чистый лист. Эти собственные «каракули» доставляют ребенку большую радость.

Если есть карандаши и листок бумаги,

То рисую от души я калямаляки.

                                              (Т. Коваль)

Ребенок вступает в доизобразительный период, когда он должен насытиться своими каракулями, оставляя на бумаге разнообразные следы непосредственно, без специальной задачи, на свое усмотрение. Ребенок, который только начинает рисовать, держит пишущий инструмент в кулачке.

Точки, палочки, крючки

Начальный период детского рисования изучен педагогами. Описаны каракули, их разнообразие и последовательность появления: штрихи, точки, линии, сначала они неотрывные прямые или дугообразные, потом более закругленные, ломаные. Позже линии перекрещиваются и появляются зигзаги.

Очень важно, чтобы взрослый, который находится рядом, начал делиться с ребенком своим опытом воображения: штрихи — это дождик или снег, точки — зернышки для птичек, линии — дорога, след в небе от самолета. Умение рисовать перекрещенные линии поможет вместе со взрослым нарисовать лесенку, ломаные линии — горы, снежные сугробы, горки.

Способность видеть в штрихах и линиях предметы и явления окружающего мира очень привлекает и завораживает ребенка, вовлекает в процесс рисования. Это так называемая образная составляющая рисования. Она же побуждает совершенствовать графические умения: для точности изображения желаемого заставляет руку ребенка быть послушной ему при развитии зрительного и двигательного контроля.

Тренировка и практика

Умение соотносить начертанные линии со снегом, листопадом или другими явлениями природы передается от взрослого ребенку постепенно. По мере накопления практического опыта движения руки становятся уверенными, менее размашистыми, дифференцируются. К 2 годам появляются более сложные рисовальные движения, вращательные: это спирали, клубки, увеличивающиеся в размере.

Очень хорошо, если взрослый, наблюдая за линиями, которые появились у ребенка, соотносил бы их с тем, что ребенок наблюдает в жизни и что для него было привлекательным: спирали — это дым из трубы или длинная запутанная дорожка, клубки — это улитки или клубки ниток, которым любит играть котенок.

Хорошего  по чуть-чуть

В раннем возрасте любым развивающим занятием, в том числе и рисованием, ребенок может заниматься недолго, от 3 до 10 минут. Потом ребенок устает и может по своему усмотрению «играть»: рвать бумагу, рисовать на столе. Чтобы этого не было, нужно научиться подводить итог рисованию, обозначая тот предмет или то явление, которое ребенок изображал, и переключать внимание малыша на другое занятие.

Для того чтобы ребенок познакомился с рисованием и увлекся им, очень важно, чтобы мама или папа на этом этапе были рядом, вместе с ним рисовали, обозначали первые рисунки, поддерживали ребенка. Когда взрослый вносит что-то новое в занятие, это всегда поддерживает интерес ребенка. Это может быть другая по цвету или фактуре бумага, другие цвета пишущих инструментов, другие образы (штрихи в прошлый раз — это дождь, сегодня — следы на снегу и т. д.).

Познакомьте своего маленького ребенка с рисованием, рисуйте с ним вместе — и тогда у него появится желание рисовать самостоятельно!

Поделиться в соцсетях