background picturebackground picture

Замещение вместо запрещения: как правильно использовать гаджеты

Цифровая среда

272

Опыт борьбы с гаджетоманией от родителей приемных семей

Информационные технологии и электронные устройства прочно вошли в нашу жизнь и вызвали изменения во всех сферах деятельности. Благодаря легкости и удобству в обращении гаджеты стали незаменимыми помощниками в рабочем процессе и упростили повседневную жизнь. Наряду со взрослыми ими активно пользуются и дети. Это хорошо или плохо? Время покажет. Но некоторые опасения есть: телефоны, планшеты, ноутбуки подменяют настоящую жизнь виртуальной, вытесняют из нее живое общение и взаимодействие с окружающим миром, препятствуют эмоционально-волевому развитию. Из сказанного не следует, что необходимо запретить детям пользоваться гаджетами, но нужно научить их делать это правильно.

Проблемой «зависания» детей в Сети и невозможности юного поколения обходиться без телефонов и планшетов озабочены практически все родители. Взрослые ищут способы борьбы с новой манией и пытаются ограничивать время, проводимое ребенком в виртуальном пространстве. В благотворительном фонде «Измени одну жизнь» нам рассказали о том, как это проблема решается в приемных семьях.

Своим мнением поделилась также выпускница детдома, которая сейчас ведет свой блог, а рекомендации дала руководитель психологической службы Центра содействия семейному воспитанию.

Ирина Эддайра, приемная мама, сыну 9 лет

Тёма дома практически год, и основной фокус в нашей семье мы поставили на его образование, спорт и общее развитие, поэтому гаджета у ребенка на сегодняшний день нет, соответственно, и проблемы с гаджетоманией не возникало.

Естественно, Артем замечает, что у многих ребят есть телефоны и другие гаджеты, но мы очень четко проговорили этот вопрос практически в его первые несколько недель дома и договорились, что мы подарим ему телефон на одиннадцатилетие (через пару лет) при условии наличия хороших оценок.

На сегодняшний день у ребенка есть доступ к айпаду, но только к обучающим приложениям в течение лимитированного времени и при условии выполнения домашней работы.

Артемке очень нравится решать математические задачки онлайн, и он часто выбирает работу в приложении вместо вечернего просмотра мультиков.

По приезде домой нам пришлось обойти немало врачей, и поэтому Артем теперь очень заботится о своем здоровье. Он рациональный мальчуган и ко всему подходит взвешенно и с расстановкой, готов следовать правилам игры, если он четко понимает, зачем ему это нужно.

У Тёмы есть проблемы со зрением, и доктор порекомендовал ему минимизировать нахождение перед экраном компьютера, к чему Тёма серьезно прислушался.

Есть ли риск выключения из социума? В каждой семье все очень индивидуально, я считаю, что в начальной школе необходимо минимизировать общение ребенка с планшетом или смартфоном, так как это важный этап становления его личности и налаживания отношений в социуме.

Наш сын не находится в вакууме и в любом случае получает информацию от сверстников о тех или иных новых играх, приложениях и наверстывает «упущенное» на переменках, во дворе, иногда в гостях.

Но в любом случае все это происходит дозированно.

Саша Мельникова, 19 лет, выпускница детдома

Первый смартфон появился у меня в 7 классе, в то время я еще жила в приюте. В телефоне была пара игр типа тамагочи и ВК. Мне этого хватало.

В детдоме у меня уже был неплохой смартфон, я часто сидела в соцсетях. А еще на нем была куча приложений для чтения книг. Я чаще залипала в него на парах: читала, сидела в соцсетях, если пара была очень скучной. Я не умею долго фокусировать внимание. Только если читаю что-то интересное.

Сейчас стараюсь ограничить гаджеты. Но нужно понимать, что у меня блог, работа, которую я делаю чаще всего на компьютере, общение с друзьями из разных городов в мессенджерах. В моем смартфоне хранится много полезных и важных вещей, но делать перерыв необходимо. К примеру, читать книги.

Вовлеченность подростков в телефоны — это не проблема. Это прогресс.

Конечно, я не говорю, что надо сидеть в них 24/7, но нужно понимать, что у нас сейчас многое делается через телефон.

Если ребенку в раннем детстве показать (не заставлять и не ограничивать, а показать), как можно проводить время без гаджетов, то тогда он в подростковом возрасте и став взрослым будет уметь занять себя без смартфона, компа и прочих игрушек.

Виктория Мамонтова, приемная мама, сыну 14 лет

Сын не стопроцентный гаджетоман, он может быстро переключиться на другое занятие, если, конечно, оно ему по душе. Во время встреч с друзьями, со слов сына, он и ребята играют в спортивные игры, общаются. Доля времени, проводимая компанией детей в гаджетах, мне наверняка неизвестна.

В любом случае виртуальный мир не должен замещать собой реальный.

Алексей Рудов, приемный папа, дочери 19 лет

Гаджеты — это большая и больная для родителей тема. Больная, потому что сами родители сидят в гаджетах, не умеют организовывать общение с детьми, а детям нужно общение и много. Его замещает гаджет. Отбирать гаджет — это отбирать общение.

Подобный метод не работает, нужно замещение, но на это мало кто готов. В семьях, где много проводят времени с детьми и не только в развлечениях, а в работе и быту, такой проблемы нет. Методы запрета, поощрения в отсутствие замещения гаджета либо работают плохо, либо не работают совсем.

С моими детьми такого не было. Да, младшая дочь, которая уже пришла в семью гаджетоманом, но начала получать внимание в достаточном количестве, перестала сидеть в телефоне.

Вообще, с подростками все гораздо сложнее: переключить его внимание с гаджета на что-либо другое практически невозможно.

Извините, нужно переехать туда, где совсем нет интернета. Или ждать, пока ребенок повзрослеет, и планомерно налаживать с ним упущенный контакт.

Наталья Гончар, приемная бабушка, внучке и внуку по 8 лет

В нашей семье гаджет — это мера поощрения. Что-то полезное сделал — получил лимит времени. Например, сделать уроки, прибраться в квартире, позаниматься английским, почитать книгу.

Дети в основном играют в телефонах, но не во все игры, поскольку в телефоне есть блокировка. Пока этот метод работает, но через 2–3 года их не удержать, если сейчас не объяснить нормально, в чем заключается вред гаджетов.

Вообще, гаджетомания крайне отрицательно влияет на ребенка, он просто переходит в виртуальную реальность.

Могу сказать на примере старшего сына. Ему 33 года, он работает в компьютерной сфере и тем не менее может залипать часами напролет.

Кристина Кривко, руководитель психологической службы Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом»

Бесконтрольное использование гаджетов детьми — «заслуга» взрослых, которые и сами уже не в состоянии обойтись без смартфона.

Задача взрослых — дать правильный пример и с раннего детства структурировать отношения ребенка с гаджетами, развивать в детях самоконтроль.

Важно понимать, что проблема зависимости от гаджета, часто следует из нерешенных психологических задач ребенка, будь то проблемы самооценки подростка, поиск себя или взаимоотношения с окружающим миром.

Принимая это во внимание, хочу отметить, что важнейший пункт в борьбе с гаджетоманией — выстраивание теплых, дружеских и, главное, здоровых отношений с ребенком, когда он не пытается спрятать себя и свои проблемы в виртуальном мире, а приходит к окружающим его взрослым и находит поддержку и понимание у них.

Всем нам известно, что у подростков существует потребность чувствовать свою принадлежность к коллективу, потребность в успехе в какой-то деятельности.

Наша задача — помочь им найти группу сверстников со схожими интересами (кружки, секции). Когда подросток развивается и реализует себя, потребность в гаджетах и компьютерах снижается.

Для борьбы с детской гаджетоманией мы рекомендуем лимитировать время нахождения ребенка онлайн до 1–2 часов в день.

Он может разбить эту норму на две-три части. Так ребенок, контролируя свое время, нарабатывает полезные навыки самоконтроля и тайм-менеджмента.

Достойной альтернативой становятся развивающие игры: ребенок играет в смартфоне и обучается. Мы рекомендуем педагогам чаще проявлять инициативу к настольным играм в качестве альтернативы планшету. Настольные игры, равно как и занятия спортом, развивают в ребенке социальные навыки.

Разумно ли использовать гаджет в качестве меры поощрения? Конечно, нет!

Абсолютно очевидно, что такая порочная практика делает из гаджета «друга», с которым все сложнее и сложнее расстаться. Наша же задача — донести до детей, что телефон не панацея, а ситуативный помощник.

Когда необходима помощь специалиста

Если не получается справиться с проблемой самостоятельно, можно обратиться за советом к профессионалам. В рамках национального проекта «Образование» оказывается психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям, а также гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью.

Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям»: 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях