background picturebackground picture

“Я кричу на ребенка…”

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

1668

Об опасности крика на детей

Психологи, психиатры, социологи очень часто говорят о том, что нельзя кричать на детей, и объясняют, почему этого не стоит делать. Однако, по их мнению, каждый второй родитель продолжает время от времени в воспитательных целях кричать на ребенка, а каждый третий делает это постоянно. Об опасности крика на детей мы поговорили с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ Юлией Кочетовой.

Воспитание  сложный и многогранный процесс

Проблема влияния семьи на психическое развитие ребенка — крайне важная тема, которая не потеряет своей актуальности никогда. Более того, данная проблема представляет интерес не только для психологов и педагогов, но и в первую очередь для самих родителей, поскольку именно они — первые люди в жизни ребенка, которые вводят его в этот мир. Таким образом, семья играет в развитии ребенка значительную роль, опосредует взаимодействие с окружающей действительностью.

Семья выполняет несколько функций в жизни ребенка и, как ближайшее социальное окружение, удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите (Э.Г. Эйдемиллер, Дж. Боулби, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.).

Воспитание — процесс сложный и многогранный, не все зависит только от знаний о правильном подходе, во многом это и специфика эмоциональной сферы самого родителя, его индивидуальные особенности, собственный опыт воспитания в прародительской семье. Не всегда родителю удается экологично донести информацию до ребенка, тем более когда он сильно раздражен, без ресурса, эмоционально подавлен. В такие моменты сложно контролировать свои эмоции и можно сорваться и перейти на крик.

Опасность крика родителя для ребенка

Давайте разберемся, насколько опасно повышать голос на ребенка и как влияет крик на психическое его развитие?

Если обратиться к исследованиям психиатров и нейробиологов, можно обнаружить ряд работ, которые свидетельствуют о том, что крик на ребенка, оскорбления и другие наказания подобного рода меняют структуру головного мозга ребенка.

Как это происходит? На физиологическом уровне нейробиологи отмечали уменьшение мозолистого тела в мозге. Мозолистое тело расположено между двумя полушариями мозга в теменно-затылочной части. Это крайне чувствительная часть головного мозга, поскольку состоит из порядка двухсот миллионов проводящих нервных волокон. Функция мозолистого тела — координация работы мозга и поддержание передачи информации от одного полушария к другому. В результате изменений в мозолистом теле активность в разных частях мозга снижалась.

Как следствие, у ребенка значительно ухудшался уровень развития познавательных процессов: снижалась память, ухудшались концентрация и объем внимания, терялось эмоциональное равновесие, появлялась тревога и страхи.

Данные исследования проводились в рамках сравнения условно-нормативной выборки и выборки детей, которые подвергались подобного рода наказаниям.

Когда мы кричим на ребенка, мы проявляем в его сторону агрессию. Безусловно, она не физическая, но это не означает, что воздействие и причиненный ущерб от этого уменьшаются.

Исследования влияния детско-родительских отношений на возникновение страхов и тревожности у детей также подтверждают, что отсутствие эмоциональной близости, агрессия в сторону ребенка, крик и физические наказания — причина эмоционального неблагополучия. Так, в исследованиях Ю.А. Кочетовой и Н.Н. Авдеевой (2012) было выявлено, что существуют общие и специфические типы семейного воспитания, связанные с возникновением эмоционального неблагополучия (страхов и тревожности) у детей 5–7 лет, также были выявлены особенности восприятия семейной ситуации детьми с подобными проблемами.

К общим типам относятся: низкий уровень эмоциональной близости, высокий уровень тревожности.

К специфичным типам взаимодействия у детей шестого года жизни относятся низкий уровень принятия и высокая конфронтация родителей, высокая требовательность, высокая строгость и непоследовательность воспитания. В беседах (по результатам рисуночных методик) дети отмечали, что мама или папа могли ругаться и кричать дома, сильно злиться на них и проявлять агрессию.

Таким образом, одним из существенных последствий крика в области психического развития ребенка является возрастание числа страхов, которые не являются условно-нормативными, а также повышение общего уровня тревоги у детей.

Признаки того, что на ребенка дома повышают голос

Существуют некоторые маркеры в поведении, которые могут являться для психолога гипотезой о том, что на ребенка, возможно, повышают голос дома на постоянной основе.

В поведении ребенка обнаруживается модель поведения, подобная той, которая есть в его семье, то есть ребенок подражает родителю — ведет себя агрессивно со сверстниками, кричит, оскорбляет. Ребенок «отзеркаливает» поведение, которое демонстрируют родители в семье. В подростковом возрасте такие дети часто вовлекаются в процесс буллинга в школе, а иногда даже являются его инициаторами. Известно, что подростки, проявляющие агрессию в сторону своих сверстников, часто испытывали недостаток внимания в семье.

Также психологи могут наблюдать прямо противоположную картину: ребенок очень зажат, крайне тревожен, испытывает страх перед всем незнакомым, не уверен в себе, эмоционально лабилен.

Если родители на систематической основе повышали голос, оскорбляли подростка в его детстве, то в будущем можно ожидать ряд проблем, связанных с самооценкой, уровнем притязаний, наличием склонности ко лжи, неготовностью делиться своими проблемами и переживаниями со взрослым даже в самых сложных ситуациях.

Причины крика

Безусловно, причины того, что родитель повышает голос, далеко не всегда связаны только с плохим поведением детей.

Крик может показывать, что родитель находится в ситуации беспомощности и просто не знает, как еще он может воздействовать на ребенка, как добиться выполнения семейных правил или по-другому договориться с ребенком. Поэтому очень важно повышать родительскую компетентность, способность выполнять свои родительские функции — учиться находить компромисс с ребенком, использовать в общении «Я-высказывания», учитывать возрастные особенности развития детей и пр.

Повышение голоса на ребенка может свидетельствовать о потребности родителя таким образом доказать свой авторитет, доминировать над ребенком. Более того, взрослый может этого не осознавать, поэтому важно проводить рефлексию своего поведения, задумываться о причинно-следственных связях своих поступков и анализировать свои истинные потребности.

Одной из самых частых причин того, что родитель срывается на крик, является усталость, высокий уровень стресса и, как следствие, потеря контроля над своими эмоциями. В подобных случаях надо работать с причиной, а не со следствием. Поэтому необходимо учиться управлять своими эмоциями, повышать эмоциональную гибкость, развивать эмоциональный интеллект. В этой ситуации также помогут различные техники расслабления и релаксации — заземление, диафрагмальное дыхание, техники мышечной релаксации и пр. Важно не забывать про восполнение ресурса, для этого необходимы здоровый сон, полноценный отдых, физическая активность, забота о себе в различных проявлениях.

Для родителей также полезно научиться устанавливать семейные правила и обговаривать с ребенком последствия их нарушения. Например, не делать ребенку что-то плохое (кричать), а лишить каких-то привилегий: к примеру, невыученные уроки — соответственно, запрет на компьютерные игры. Необходимо научиться выстраивать с ребенком диалог, уметь обсуждать альтернативы и находить компромиссы.

Если родителю сложно справиться с собственными эмоциями и повышение голоса случается на постоянной основе, стоит пересмотреть свое поведение и проконсультироваться с психологом.

Поделиться в соцсетях