background picturebackground picture

Хочу, могу, делаю!

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

388

Развитие саморегуляции и произвольного поведения у дошкольников

Что позволяет ребенку контролировать свою деятельность, планировать, доводить начатое до конца? Как ему следить за своим телом и речью? Что делать родителям, чтобы помочь детям сформировать и развить навыки самоконтроля? На вопросы отвечает детский психолог, арт-терапевт, логопед Галина Шевцова.

Важное умение

Очень часто приходится слышать от родителей, что ребенок «неуправляемый», «сначала побежал, только потом подумал, куда побежал», «когда орет, бесполезно с ним говорить, он меня не слышит», «сделает ерунду, через час только поймет, что натворил», «говорит сбивчиво, мысль быстрее слов». Все подобные проявления происходят оттого, что в дошкольном возрасте у ребенка еще не сформирована саморегуляция.

Все дошкольное детство ребенка подчинено со стороны взрослых одной важной цели — поступательному, последовательному и целенаправленному формированию и развитию качеств, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Одна из таких компетенций — способность ребенка к произвольной регуляции собственных действий, проявлению воли, соблюдению необходимых требований и правил поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Готовимся заранее

В детском саду и школе ребенок должен следовать социальным нормам. В этом возрасте ему необходимо научиться самому контролировать свои действия, поступки, эмоции, желания.

Данная компетентность, которую в школе чаще называют регулятивной, связана прежде всего с уровнем развития волевой (или произвольной) сферы будущего школьника, значительная основа которой закладывается в дошкольном возрасте.

Формирование волевого усилия начинается еще в раннем детстве. Сначала появляется желание и мотивация («Хочу дотянуться до мяча»). Совсем маленький ребенок будет просто тянуться за игрушкой, не осознавая своих действий. Но в более позднем возрасте дошкольник уже постепенно овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Иными словами, ребенок уже может предварительно подумать о том, что, для того чтобы взять мяч, нужно встать, подойти, нагнуться и т. д. Возможности саморегуляции в данный период возрастают, но пока малыш может «следить» за собой в течение небольшого промежутка времени и при выполнении не очень сложных действий.

В 4–6 лет на выполнение детьми произвольных, целенаправленных действий впервые начинают влиять успехи и неудачи при выполнении заданий. Есть дети, у которых при неудачном исходе того или иного действия разгорается азарт, им хочется добиться цели в любом случае, а другие предпочтут бросить занятие, раз уж не получается.

Постепенное развитие

С возрастом произвольных действий в жизни ребенка становится все больше. При передвижении в пространстве, в предметной деятельности, игре, рисовании, конструировании ребенок начинает действовать намеренно: ставить перед собой определенную цель и затем выполнять действия, направленные на ее достижение.

Правда, степень произвольного управления у ребенка раннего возраста пока очень ограниченна. Он еще не в состоянии долго и целенаправленно выполнять поставленную задачу и вполне может забыть о ней под влиянием впечатлений и часто меняющегося эмоционального состояния: побежал за мячом, по дороге увидел бабочку и тут же отвлекся.

В раннем возрасте сильным регулятором поведения ребенка является взрослый. У ребенка появляются попытки сдерживать свои желания под влиянием настойчивых указаний взрослых.

Старший дошкольник впервые начинает овладевать произвольным вниманием: намеренным контролем за правильностью выполнения действий, их соответствием правилу и образцу. К этому он подготовлен развитием речевого управления поведением и тем контролем, который осуществляют за его действиями взрослые. Внешние проявления произвольного внимания состоят в том, что ребенок может теперь, не отвлекаясь, выполнять задания взрослых и при этом не допускать ошибок.

Осознанный подход

Произвольную регуляцию характеризуют следующие качества:

  • сознательность;
  • осознанность;
  • намеренность;
  • особенности выбора мотива, цели и способов управления своим поведением.

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
  • различать и сравнивать мышечные ощущения;
  • определять ощущения (напряжение — расслабление, тяжесть — легкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила — слабость, резкость — плавность, темп, ритм);
  • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка.

Полезные игры 

Поскольку игра — ведущая деятельность для ребенка, становление произвольного поведения ребенка можно и нужно развивать при помощи игр. Хорошо подобранная и правильно организованная игра — эффективное средство развития детей. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Для формирования произвольности ребенку необходим пример. Малыш будет следовать образцу поведения и таким образом обучаться. В игре таким примером служат не моральные нормы или другие требования взрослых, а модель поведения другого игрока. Его поведение и копирует ребенок.

Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль. В игре его осуществляют другие игроки. Сначала дети смотрят друг за другом, а потом уже каждый контролирует сам себя.

В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Правила игры, в отличие от серьезных разговоров со взрослыми о нормах поведения, отлично усваиваются детьми. Соблюдение этих правил просто и естественно входит в жизнь ребенка и учит его сдерживать свои порывы и импульсы, ведь иначе можно «вылететь» из игры.

Кроме того, правила просты и облегчают детям выполнение игровых условий.

Море волнуется раз

Это всем известная простая, но очень полезная игра. Пока ведущий произносит слова «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три», остальные игроки двигаются в произвольной манере, но как только ведущий скажет: «Морская фигура … замри», необходимо остановиться и замереть. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится ведущим.

Кто самый стойкий

Ведущий (лучше взрослый) дотрагивается и/или легко щекочет каждого из детей, стоящих кругом. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться.

Хочу быть черепашкой

Это игра наоборот. Нужно оказаться не самым быстрым, а самым медленным. Если играть в помещении, то можно попросить детей ползти, если на улице, то идти. По сигналу дети начинают медленное движение от одной стороны (стены) к другой. Побеждает тот, кто оказался последним.

Зеркало наоборот

Ведущий показывает различные движения (руки вверх, вправо и т. д.), а остальные изображают движения, только с точностью до наоборот (руки вниз, влево и т. д.).

Найди и промолчи

Ведущий (взрослый) заранее прячет в комнате разные предметы. Дети должны найти их, но не закричать, не брать находку, а молча вернуться на свое место и потом шепотом сказать ведущему, где находится предмет.

Гляделки с мячом

Дети должны в течение одной минуты внимательно рассматривать мячик, не отводя от него взгляда. Ребенок, посмотревший в другую точку, считается проигравшим.

Эти игры — простые по сути, но довольно сложные для выполнения маленькими детьми. Но именно в этом и заключается их польза. Если ребенок научится регулировать свои желания, импульсы, внезапные стремления, сдерживать эмоции, это и станет основой навыка уверенной саморегуляции.

Поделиться в соцсетях