Развиваем эмоциональный интеллект с помощью нестандартного рисования
Разобраться в настроении малыша родителям порой бывает очень сложно. Только что он веселился и играл, и вдруг — на глазах слезы. И никакие уговоры и расспросы не действуют. Маленьким детям бывает очень сложно рассказать о своих эмоциях, а иногда даже взрослому самому непросто понять, что именно он чувствует. В таких ситуациях на помощь приходит творчество. О том, как помочь дошкольнику развить эмоциональный интеллект, используя нестандартное рисование, сегодня рассказывает педагог-психолог высшей квалификационной категории, сертифицированный арт-терапевт, нейропсихолог Галина Шевцова. Специально для родителей она предлагает несколько интересных практических упражнений.
Немного об эмоциональном интеллекте дошкольника
Когда мы говорим о развитии ребенка, важно отметить не только физическое и интеллектуальное развитие, но и эмоциональный интеллект. Родителям важно понимать, что просто так, сам по себе, ребенок не научится понимать эмоции — как свои собственные, так и окружающих людей.
Умение сформировать цепочку — от причины и возникновения эмоций до осознания своего состояния и понимания того, что ты можешь с этим сделать, — развивается со временем. И одна из главных задач родителей малыша — дать ему понятный и работающий инструмент, который поможет справиться с эмоциями.
Так, если речь идет о злости — стоит объяснить ребенку, как действовать, научить принимать свои чувства. А после сложившейся ситуации уже можно отрефлексировать и разложить эмоцию по полочкам, разобраться в ней. Например, с помощью необычного рисования.
Галина Шевцова предлагает родителям несколько вариантов интересных игр для развития эмоционального интеллекта дошкольника.
Создай портрет
Для этой игры понадобятся вырезки из журналов, ножницы, пластиковая или бумажная тарелочка (или круг из листа бумаги формата А4 или плотного картона).
Вырежьте из журналов отдельно крупные глаза, рты и носы, брови. Если малыш умеет пользоваться ножницами, он может вырезать картинки сам, или же родители подготовят для него вырезки заранее.
Для начала попросите ребенка взять в руки нос и приклеить его на тарелку. Обратите внимание, куда именно ребенок клеит его. Если вы понимаете, что он делает это слишком высоко или слишком низко, подведите малыша к зеркалу, чтобы он посмотрел, где у него на лице находится носик. То же самое проделываем дальше с глазами и ртом, создавая портрет. Щеки, брови, уши можно попросить дорисовать. Эта игра развивает понимание образа тела и учит ребенка продумывать свои действия.
С ребятами постарше можно создавать определенное настроение на портрете, выбирая разные выражения глаз, рта, положение бровей.
Дополнительно можно попросить ребенка сделать портрет злости, радость, грусти и т. д. Или изобразить свои эмоции сейчас или в какой-то конкретной ситуации. Например: «Изобрази, что ты чувствовала, когда девочка отняла у тебя куклу на площадке». А потом спросите у ребенка, что можно было бы сделать, чтобы с этой эмоцией справиться.
Очень важно взрослым тоже уметь называть свои эмоции, а не отделываться стандартным «нормально» или «все в порядке». Если ребенок слышит такую фразу в ответ, то автоматически будет перенимать ее и отвечать так же. Если вы злитесь, нервничаете, расстроены, скажите об этом.
Обязательно предлагайте ребенку разные варианты выражения эмоций. Например, это может быть возможность порвать бумагу, побить подушку, поговорить, покричать, попросить о помощи, попить, подышать. Чем больше будет спектр выбора, тем больше ребенок будет подготовлен и тем проще ему будет проходить социальную адаптацию.
Кто я?
Для этой игры понадобятся лист бумаги формата А4, ручка, полоски чистой бумаги и фотография ребенка. Если фотографии нет, можно использовать вырезку из журнала.
Также можно попросить малыша нарисовать свой портрет, но здесь можно столкнуться с тем, что ребенку чисто эстетически не понравится рисунок, и это будет его раздражать. А ваша задача — разобраться в эмоциях.
Наклейте на лист фото ребенка, а затем на полосках бумаги напишите ответы на вопросы, приведенные ниже, и наклейте их возле фото.
- Как меня зовут?
- Кто я? (девочка/мальчик)
- Что я больше всего люблю есть?
- Какой мой любимый мультик?
- Какая у меня любимая игрушка?
- Я хожу в садик или в школу?
- Какой у меня обычно настроение?
- А я какая/какой?
- Что я не люблю делать? и т. д.
Такая игра поможет ребенку лучше понять себя, идентифицировать свою личность. Это очень полезно для того, чтобы малыш осознал, что все люди разные и что некоторые дети не хотят дружить или играть не потому, что он плохой, а потому, что у него другие интересы.
Радуга
Для этой игры понадобятся лист бумаги формата А4, автопортрет-рисунок, фото ребенка или вырезка из журнала. Наклейте рисунок, фото или вырезку из журнала на лист бумаги формата А4, а над ним нарисуйте радугу как символ того, что приносит малышу удовольствие, помогает ему справляться с неприятностями. Спросите у ребенка: «Что тебе приносит радость?», и если он затрудняется ответить, предложите несколько вариантов на выбор. Ответы запишите в каждый цвет радуги.
Такая игра поможет визуализировать ребенку его приятные ощущения — каждый раз, попадая в грустную ситуацию, он может вспоминать этот рисунок и перечислять радостные моменты.
Также можно вместо радуги нарисовать дождь над портретом ребенка.
Каждая дождинка — это ситуация, которая огорчает ребенка. Например, мама заставляет чистить зубы, воспитательница сказала учить буквы и т. д.
Потом предложите малышу остановить этот дождь, например, с помощью зонтика (его нужно отдельно вырезать). На спасительном зонтике нужно написать те действия, которые помогут побороться с грустными ситуациями.
Дома и в садике
Для этой игры понадобятся фломастеры, два листа кальки и нарисованный портрет ребенка или его фотография, наклеенные на лист бумаги формата А4. Попросите ребенка нарисовать на одном листе кальки дом, в котором он живет, а на втором — его садик. Предложите представить, что он в садике, и подложите его портрет под кальку с рисунком садика. Задавайте вопросы: «С кем ты дружишь в садике?», «Что тебе тяжело дается?», «А что тебе нравится в садике?» и т. д.
А потом предложите ребенку «пойти домой» и задавайте похожие вопросы.
После этого можно задавать общие вопросы о двух локациях: «Выбери, где тебе больше тревожно?», «Как бы ты поддержал сам себя?», «А девочку, которая плачет в садике?», «Что ей делать, если с ней никто не дружит?» и т. д.
Мое лицо
Для игры понадобятся прозрачная крышка от контейнера (желательно примерно по размеру лица), гуашь или фломастеры, детские метафорические карточки с эмоциями.
Для начала вспомните по карточкам все эмоции, которые вы знаете, и попросите ребенка нарисовать на крышке контейнера одну из них. Или пусть он нарисует то чувство, которое он испытывает сейчас. Далее нужно, чтобы ребенок примерил на себя эту маску (приложил крышку к лицу), подошел к зеркалу и рассказал самому себе об этой эмоции. Когда она возникает? Почему она возникла? Что сделать, чтобы ее не было? Будет здорово, если родитель вместе с ребенком будет выполнять задание и тоже нарисует какую-то эмоцию.
Рисуем на пленке
Для этого задания понадобятся пищевая пленка, маленький детский стул или табуретка, гуашь или фломастеры. Обмотайте пищевой пленкой ножки стула.
Спросите у ребенка, на что похожа радость (можно предложить несколько вариантов) и попросите нарисовать ее и рассказать о ней. Также родители могут нарисовать какую-то эмоцию и попросить малыша угадать ее.
Раскрась эмоцию
Для игры вам понадобятся лист бумаги формата А4, фломастеры, гуашь и фольга. Попросите ребенка нарисовать на листе бумаги какую-то эмоцию (например, злость). Спросите, с каким цветом у него ассоциируется эта эмоция. Возьмите гуашь этого цвета, нанесите на фольгу и отпечатайте фольгу с краской на рисунке. Обсудите, какой стала эта эмоция.
Цвет настроения
Для игры вам понадобятся малярный скотч, гуашь и цветной картон. Попросите ребенка вылепить из скотча на листе цветного картона букву. Если ему это сделать сложно, можно вылепить солнышко, тучку, сердечко (что-то, что ассоциируется с определенной эмоцией) и т. д. Далее эту фигурку из скотча нужно раскрасить гуашью — в тот цвет, с которым это чувство ассоциируется. Как только краска высохнет, удалите скотч — на бумаге останется красивый трафарет рисунка. Сверху на нем можно написать название эмоции.
Букву «Я» попросите раскрасить теми цветами, с которыми ребенок себя ассоциирует. А после того как удалите скотч, попросите написать на листе пять прилагательных о себе.
Очень важно также, обучая малыша называть свои чувства, развивать и мышление. Обязательно чередуйте занятия рисованием с заданиями типа «Построй очередность», «Найди лишнее», «Пройди лабиринт» и т. д. Чем лучше будет работать интеллект, тем быстрее и проще будет развиваться эмоционально-волевая сфера.
Если родители видят, что у ребенка есть определенные проблемы с проявлением и называнием эмоций, пониманием чувств других людей, регуляторными функциями импульсивности (ребенок слишком остро реагирует на все) или недостаток каких-то коммуникативных навыков и умений, лучше всего обратиться к специалисту, который подробно разберет конкретный случай.
Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.