Как избавиться от вредных детских привычек
Нередки случаи, когда ребенок сосет пальцы или предметы, обкусывает и грызет ногти или проявляет повышенный интерес к своим половым органам. О чем это говорит? Как справиться с подобными проявлениями? Что можно сделать и чего делать не следует? На вопросы отвечает детский и семейный практический психолог, член Балтийской педагогической академии и Санкт-Петербургского психологического общества, кандидат психологических наук Елена Алексеева.
В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Ребенок зацикливается на чем-то, многократно повторяет выбранное движение, и оно перерастает в привычку. Так происходит в случаях психологического дискомфорта. Дети ищут выход из неприятной для себя ситуации и находят его в телесных проявлениях. Вредные привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка и способствуют снятию эмоционального напряжения.
Вредная привычка — это защитная реакция и сигнал о помощи.
Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям малыша.
Но родителям важно помнить, что при подавлении такого поведения у ребенка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, резко подавив одну привычку, взамен тут же можно получить другую. Итак, что же делать? Прежде всего необходимо найти причину и разобраться в том, что именно вызывает у ребенка негативные переживания и внутреннее напряжение.
Сосание пальца
Причины
Чаще сосут палец или пальцы медлительные дети, малыши с невропатией, минимальными мозговыми дисфункциями. Основная причина такого поведения — неудовлетворенность инстинкта сосания. Данная привычка выступает в качестве способа уменьшения чувства беспокойства. Она может возникнуть до рождения ребенка, если будущая мама во время беременности часто находится в состоянии стресса. Ее волнение передается ребенку в утробе, и он в поисках успокоения сосет палец.
Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.
С 3 месяцев младенец может начать сосать палец в любой неприятной ситуации. С 5–6 месяцев усиливается воздействие следующих психологических факторов.
- Нежелание матери иметь ребенка.
- Отсутствие ласки.
- Передача ребенка на воспитание кому-либо.
- Конфликты между родителями.
- Разные формы зависимостей у родителей.
- Предоставление детей самим себе.
Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание — это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище.
Данная привычка — это верный способ успокоиться, когда малыш беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания.
Что делать?
- Постараться понять причину сосания пальца (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.).
- Придумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие. Например, перед засыпанием читать книжки, которые будет держать ребенок.
- Установить доверительный контакт с ребенком.
- Позаботиться о своевременном успокоении ребенка, если он волнуется, и снятии беспокойства.
- Разумно использовать соску в раннем возрасте.
- Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка.
- Использовать при взаимодействии с ребенком подвижные, эмоционально насыщенные игры.
Чего делать нельзя!
- Пугать ребенка всевозможными страшными историями про мальчиков и девочек, у которых завелись в животе червяки, потому что они сосали палец, и т. п.
- Излишне ограничивать действия и проявления ребенка.
- Способствовать усилению напряжения и беспокойства у ребенка семейными конфликтами и скандалами, в том числе по поводу сосания пальца.
- Намазывать палец чем-то горьким и неприятным, например, горчицей.
- Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец.
- Резко отбирать соску у ребенка в раннем возрасте, например, выбрасывать соску у годовалого ребенка, потому что он уже большой, и т. п.
- Привлекать к этой вредной привычке негативное внимание малыша.
Сосание предметов
Причины
Любимый предмет, который ребенок сосет, символизирует друга, с которым ребенок взаимодействует, общается, доверяет свои переживания, или замещает близкого человека, когда его нет рядом. Такое может произойти, если, например, мама внезапно вышла на работу, а ребенка отдали в детский сад.
Помощь ребенку в данном случае — при сосании предметов — должна включать усиление социального взаимодействия, тогда на суррогатного друга не останется времени, да и потребность в нем отпадет.
Что делать?
- Наполнить жизнь ребенка взаимодействием со сверстниками.
- Узнать, чем любит заниматься ребенок, и предоставить ему возможность для любимых занятий.
- Заинтересовать ребенка новыми увлечениями, играми, занятиями.
- Присмотреться, с кем играет ребенок, для того чтобы помочь ему обрести настоящего друга.
- Установить доверительный контакт с ребенком.
- Пригласить предпочитаемого ребенком сверстника для совместных игр, походов в театр, кино и т. п.
- Позаботиться о своевременном успокоении ребенка, снятии излишнего беспокойства и напряжения.
Чего делать нельзя!
- Наказывать ребенка за такую привязанность.
- Отбирать тот любимый предмет, который сосет ребенок.
- Говорить об этом нарушении, то есть фиксировать его словами в сознании ребенка.
- Подчеркивать и закреплять вредную привычку постоянными напоминаниями о том, что так делать нельзя.
- Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.
- Запрещать играть с теми детьми, которые вам не нравятся, но вызывают симпатию у вашего ребенка.
- Стыдить ребенка перед сверстниками за то, что он сосет какой-то предмет.
Грызение ногтей (онихофагия)
Причины
Эта привычка легко возникает и очень долго затухает. Кусание или грызение ногтей, так же как кусание и сосание губ, носит непроизвольный характер и способствует снятию напряжения у ребенка. Такое поведение, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Привычка кусать или грызть ногти может возникнуть у ребенка при невозможности выплеснуть агрессию вовне, отомстить обидчику за нанесенные оскорбления.
Эта вредная привычка является актом аутоагрессии. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологическому дискомфорту, раздражению и одновременно получает удовольствие.
Что делать?
- Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Можно, например, пинать ногами и колотить руками специальную подушку.
- Позволять ребенку свободно адекватными способами выражать свою агрессию и гнев.
- Отказаться от упреков, угроз и наказаний.
- Понять, что происходит с ребенком, причины, по которым возникла эта вредная привычка.
- Переключать и отвлекать ребенка в момент грызения ногтей.
- Уменьшить чрезмерные требования к ребенку.
- Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки — он примерно равен периоду ее протекания.
Чего делать нельзя!
- Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
- Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту привычку.
- Запрещать ребенку грызть ногти.
- Проявлять непоследовательность в воспитании ребенка.
- Угрожать, упрекать и наказывать ребенка за эту вредную привычку.
- Сдерживать ребенка в адекватном выражении гнева и агрессии.
- Предъявлять к ребенку чрезмерные требования.
Внимание к половым органам
Причины
Под онанизмом (мастурбацией) понимается раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т. п. В раннем возрасте он может возникнуть при знакомстве ребенка со своим телом.
Чаще эта привычка отмечается у девочек, предпочитающих мальчишеские игры девчоночьим занятиям, и у мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения. Предпосылкой возникновения повышенного интереса к половым органам может являться активный темперамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения.
Также в основе появления такой привычки могут лежать:
- нарушение семейных отношений у нервно-соматически ослабленного ребенка с повышенным уровнем возбудимости;
- нарушения в воспитании (излишняя строгость, ограничение активности и физические наказания);
- чрезмерные ласки, поцелуи в губы, нахождение в одной постели с ребенком;
- излишне тщательное соблюдение гигиенических мероприятий;
- повышенная потливость ребенка, тесная одежда, глисты (острицы).
Что делать?
- Понять, что именно в вашем поведении вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление.
- Научить ребенка, как можно разными способами получать удовольствие.
- Отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием.
- Расширить круг интересов ребенка и общение со сверстниками.
- Повышать активность в движениях, в способах выражения чувств.
- Включить в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание, обтирание.
Чего делать нельзя!
- Наказывать ребенка за повышенное внимание к половым органам.
- Упрекать и стыдить ребенка за эту вредную привычку.
- Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства. Зона слизистой рта рефлекторно связана с гениталиями. Негативные переживания во время приема пищи отключают чувствительность зоны губ и рта, повышая при этом возбудимость связанной с ней зоны половых органов.
- Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка.
- Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать ребенка на одной ноге, надевать тесную одежду.
- Находиться в одной постели с ребенком и оставлять ребенка надолго в постели без сна.
Помните!
Чем больше усердствовать в своем стремлении убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы, тем меньше шансов устранить причину появления привычки.
Для устранения патологических привычек большое значение имеет нормализация внутрисемейных взаимоотношений, адекватное отношение к ребенку и удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке.