background picturebackground picture

Вязание: тренинг для мозга

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Особые дети

1894

Роль вязания в жизни особого ребенка

Психологи давно уже называют вязание «йогой для мозга», а проведенные исследования доказывают положительное влияние вязания не только на память и психологическое состояние. О важности этого занятия в жизни особого ребенка, о том, как осваивают это мастерство ребята с синдромом Дауна, как оно помогает им развивать мелкую моторику, самостоятельность, терпение и целеустремленность, рассказывает Анна Калинина, педагог направления «Вязание» школы инклюзивного творчества «Танцующий дом», где с 2019 года детей учат вязать.

О пользе вязания

Многие считают, что вязание — это удел бабушек, и это большое заблуждение. Вязание — это еще и терапия. Причем такая, чтобы, став бабушками и дедушками, мы оставались в здравом уме.

Исследования нейронауки говорят, что вязание как действие значительно улучшает координацию и концентрацию головного мозга.

Самая очевидная польза от вязания для детей заключается в том, что оно развивает мелкую моторику. Известно, что на кончиках наших пальцев находится большое количество нервных окончаний, которые тесно связаны с центральной нервной системой, головным мозгом. Всяческая скрупулезная работа руками вызывает мозговую активность даже просто с физиологической точки зрения. Когда дети работают пальчиками с мелкими предметами, у них развиваются речь и мышление.

Но и тогда, когда ребенок уже начал говорить достаточно хорошо, вязание продолжает оказывать положительное влияние на его здоровое развитие. Во-первых, даже взрослый человек нуждается в том, чтобы поддерживать свой мозг в постоянном тонусе, для того чтобы не стать жертвой коварной болезни Альцгеймера. Во-вторых, творческий характер вязания помогает детям учиться экспериментировать, выходить из затруднительных ситуаций, а также развивает личность ребенка в эстетическом отношении.

«Несомненно, этот вид рукоделия является отличным способом концентрации и развития мелкой моторики, а также я продолжаю рассматривать его как прикладное мастерство, которое в будущем может стать для особенного человека его ремеслом, его работой. Получив опыт работы со взрослыми людьми с ментальными особенностями, я научила их вязать корзины из джута, которые вполне успешно реализуются на различных площадках, могу сказать, что эта идея (вязание-работа) вполне жизнеспособна. Правда, нельзя научить вязать, если нет интереса и мотивации», — уверена Анна Калинина.

Вязание учит математике

Во многих странах вязание — это не только хобби для людей, увлекающихся рукоделием. В некоторых школах обучают детей вязанию уже с первых классов (причем всех детей, а не только девочек), прежде чем они научатся решать математические или иные задачи. Зачем они это делают? Вязание не только развивает навыки мелкой моторики детишек, но и учит математике. Это дает детям конкретную визуализацию решения задач на логику мышления. Кроме того, этот прекрасный опыт значительно увеличит успехи повзрослевших детей в будущем.

Терапия для особых детей

Вязание требует терпения, сосредоточенности, внимания. Это те качества и навыки, которые очень помогут человеку с синдромом Дауна в жизни, но при этом они нехарактерны для многих ребят.

«Если рассказать про моих учеников, то я бы условно разделила их на две категории: те, кто научились и могут вязать самостоятельно, и те, которым необходима постоянная помощь. На втором году нашего опыта вязания не могу сказать, что мы сильно продвинулись в технике, всё так же продолжаем вязать в основном простыми столбиками без накида. Иногда мы сталкиваемся с внезапной проблемой, когда ребенок вообще почему-то забыл, как вязать. Приходится начинать заново.

Еще одна проблема — это сложность с соблюдением равномерного натяжения нити в процессе вязания, и поэтому изделия получаются кривыми, перетянутыми или, наоборот, слишком рыхлыми. В целом, если рассматривать творчество таких людей, все их изделия не являются эталонными и невозможно поставить их на поток, поскольку последующее всегда будет выглядеть иначе, чем первое, но в этом можно найти особенную эстетику и своеобразный шарм», — говорит Анна Калинина.

И все же, несмотря на эти нюансы, в школе удалось связать и шапку для девочки Полины, и несколько небольших корзинок, и кошелек, и копилку мальчику Леше, и сотворить несколько игрушек (ловец снов, лягушка, пчела и кот, который пока в процессе). Сейчас ребята учатся вязать небольшие круглые коврики. Была идея большого коллективного изделия, когда каждый из детей вязал один ряд выбранным цветом, но им постепенно это надоело и пока коврик остался ждать завершения.

Вязание — дело тихое и размеренное. Но это не касается особенных ребят, которые непрерывно задают вопросы: «Как эту петельку подцепить?!», «У меня не получилось, помогите!», «Хочу красную нитку!» На столе — мотки разноцветной пряжи, крючки, лекала, образцы готовых работ. Дети не сидят на месте, а размещаются по своему усмотрению: кто-то — на подоконнике у окна, кто-то — на стуле в углу, остальные перемещаются по кабинету, общаясь и при этом не забывая что-то мастерить. И это неформальное живое общение влюбляет детей в вязание в группе.

Вязание — мужское дело

Кстати, стереотип, что вязание — дело женское, ошибочен. Мальчишки с древних времен плетут петельки не хуже девчонок и делают это с неменьшей увлеченностью и азартом.

Несколько исторических фактов.

  • По утверждению историков, ручное вязание придумали мужчины. Самыми искусными вязальщиками древности, говорят, были арабы. 2000 лет назад они уже умели вязать многоцветные сложные узоры и знали уйму секретов ручного вязания. В XII веке нашей эры вязать стали испанцы и итальянцы.
  • В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более 4000 лет.
  • В районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры.
  • Вязаные носки, найденные в коптских гробницах, датируются IV–V веками нашей эры, самые древние (III век нашей эры, эпоха Прато-Наско) вязаные вещи Нового Света обнаружены в Перу.
  • В гробницах принцев из рода де ла Серда в аббатстве Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас обнаружены вязаные из шелковых нитей перчатки и наволочки.
  • Истинными вязальщиками являлись именно мужчины, женщинам пришлось приложить немало усилий для того, чтобы отвоевать себе спицы и пряжу. Во многих европейских городах до XVIII века существовали целые отряды мужчин, которые изготовляли вязаные вещи на заказ. Это подтверждает небезызвестная находка в одном из монастырей Испании. Там были найдены вязаные вещи очень тонкой работы, они напоминали трикотажные.
  • Только с XIX века такие вот гильдии начали пополняться специалистами-женщинами.
  • В 1612 году чулочниками в Праге был выдвинут протест против сложившейся финансовой ситуации в стране, поэтому они заявили, что ни одна женщина на работу принята не будет!

Взрослые — пример для детей

Дети подражают взрослым и тем самым усваивают навыки социального поведения. Если мама вяжет и ребенок видит, что она испытывает от этого удовольствие, то он обязательно заинтересуется процессом.

«Я сама мама мальчика с синдромом Дауна и помню, как очень скоро после рождения Нестора прочитала, что у таких детей серьезные проблемы с мелкой моторикой. Их пальчики неловкие, им трудно брать предметы и делать многие бытовые дела, в школе сложно писать, лепить и наверняка даже трудно нажимать на кнопки мобильного телефона — важнейший навык в современной жизни… Я не могла представить тогда, что такие дети могут научиться вязать, ведь это дело как раз для тех, у кого развитая мелкая моторика. А сама я всю жизнь вязала и сейчас, получив специальное образование, решила: надо пробовать, учить детей такому важному и полезному делу. Ведь как раз в процессе вязания мы мелкую моторику и развиваем».

Спустя год занятий некоторые ребята уже могут вязать самостоятельно, им требуется лишь корректировать натяжение нити. С другими Анна потихоньку вяжет рука в руке. В самых ближайших планах у этой творческой команды продолжить вязать корзинки и освоить другие небольшие и несложные изделия: прихватки, декоративные кисточки, коврики. Не за горами участие в ярмарках и выставках.

Самое главное, чтобы у ребят было желание учиться вязать, а технику можно наработать. Мечта Анны — научить детей вязать так, чтобы в будущем они могли использовать это не только как приятное хобби, но и как мастерство, способное стать профессией и приносить доход. Ведь ручная работа всегда пользуется спросом. И она верит, что все получится!

Прививайте ребенку любовь к вязанию и другим видам рукоделия как можно раньше, ведь дети в состоянии вязать с трех-четырехлетнего возраста. Сначала это могут быть завязывание пальчиками узелков на пряже, плетение косичек и т. д. Включите вязание в свою жизнь и получайте удовольствие. У модного хобби много плюсов. Если вы не умеете вязать, найдите кружок или видеоуроки в интернете. В мире технологий сохраните навыки ручного труда, учитесь вместе с детьми.

Поделиться в соцсетях