background picturebackground picture

Все мы разные, и это прекрасно. Часть 1

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

15

Как научить ребенка понимать другие культуры?

Ваш ребенок возвращается из детского сада или школы и с любопытством спрашивает: «А почему у Тимура длинные косички? У мальчиков же так не бывает!» или «Почему Лейла ест пирог руками, а Марина вилкой?» На первый взгляд — детские вопросы, на деле — важный момент, от которого зависит, как ребенок будет воспринимать мир и людей вокруг. Детская психика устроена так, что все необычное вызывает вопросы, а иногда и непонимание. «Почему они такие?» — это естественный запрос маленького исследователя, который только начинает разбираться в сложном устройстве общества. И здесь многое зависит от того, как ответят родители.

Вместе с Еленой Гориновой, социальным психологом, ведущим методологом и экспертом Центра толерантности Еврейского музея, мы разберем, почему разговоры о культурных различиях так важны для детей и как говорить на эти темы грамотно, с учетом их возраста.

Помочь ребенку превратить непонимание в интерес

Ключевой вопрос: как родители могут помочь ребенку превратить непонимание в интерес, а любопытство в уважение? И что особенно важно: как такие беседы способны заложить фундамент для эмоциональной зрелости и настоящей открытости миру?

Дети, начиная с раннего возраста, проявляют естественную жажду знаний и стремление исследовать окружающую их реальность. Их вопросы о том, почему люди выглядят иначе, говорят на разных языках или следуют различным традициям, свидетельствуют о стремлении понять этот удивительный и многообразный мир. Такие вопросы не только формируют их мировоззрение, но и, в том случае если реакция взрослых будет некорректной, открывают двери для этнических, национальных предрассудков, ксенофобии (непринятия различий между людьми). Очень непросто, но очень важно ответить ребенку так, чтобы не загубить интерес к другим на корню и не передать детям собственные негативные стереотипы.

Это вопрос выбора и большой родительской ответственности между желанием «защитить» (передать через стереотипы страх перед этнической группой или сформировать надменное отношение к другим) и намерением помочь ребенку стать открытым, компетентным, успешным в мире, где вместе работают и живут люди разных национальной и культур.

Порой реакции маленьких детей на различия могут быть бурными: эмоции изумления, страха, восторга дети не скрывают. Любые отличия детьми фиксируются, а навык управления эмоциями пока не сформирован. Приведу два примера из реальной жизни.

Ребенок примерно 5 лет впервые видит в вагоне метро темнокожего человека и на весь вагон заявляет маме: «Мама, дядя испачкался! Давай дадим ему влажные салфетки». Мама в замешательстве, смущении, ей стыдно. Но она не ругает ребенка, а успокаивает и спокойно на ушко объясняет, что с дядей все в порядке. Кожа людей бывает разных оттенков, мир очень разнообразный и интересный.

Девочка 5–6 лет стоит в очереди в аэропорту вместе с родителями. По соседству стоит семья другой расы с мальчиком — ровесником девочки. Дети проявляют искренний и трогательный интерес друг к другу на расстоянии (улыбаются, смущаются, разглядывают друг друга). Мама девочки замечает ее интерес и со смехом комментирует: «Иди познакомься. Может быть, поженитесь!» А папа в ответ говорит: «Такие нам в семье не нужны». Девочка краснеет и отворачивается от нового знакомого.

К чему приведут такие реакции родителей? В первом случае — к формированию интереса к другим и пониманию, что удивление и интерес — естественные реакции на незнакомое, и незнакомое не означает плохое. Во втором — к предрассудкам и ксенофобии. Девочке в будущем придется немало поработать над собой, чтобы преодолеть эти установки. Если, конечно, у нее появится такая потребность.

Почему дети задают вопросы о различиях

Дети — это в высшей степени любознательные исследователи, которые смотрят на мир с большой долей удивления. Их вопросы не исходят из желания кого-то задеть или вызвать скандал, а возникают из искреннего стремления понять. Важно, чтобы взрослые воспринимали эти вопросы не как проявление невежества, а как прекрасную возможность для обучения и диалога, который может обогатить и воодушевить.

Как вопросы о внешности, традициях и поведении способствуют формированию мировоззрения

Вопросы о различиях — это не просто детское любопытство. Они являются основой для глубоких размышлений о том, что значит идентичность и культурные различия. Формирование идентичности начинается в раннем детстве. Дети постепенно осознают себя как отдельных от мамы личностей через понимание своей внешности, интересов, возможностей, социальных ролей (я — сын, я — дочка, я — братик, я — сестренка и т. п.). В 4 года формируется половая идентичность. В 5–7 лет — этническая (русский, немец, татарин и т. п.).

Идентичности можно выразить через простые вопросы «Кто я?» (социальная, этническая идентичности), «Какой я?» (личная идентичность, база самооценки). Ответы на эти вопросы дети ищут самыми простыми способами: задавая соответствующие вопросы взрослым (к сожалению, не все взрослые осознают свою ответственность в такие моменты) и наблюдая за другими, разглядывая других, проводя сравнение между ними и собой.

Этническая идентичность заключает в себе несколько компонентов:

  • когнитивный (знания и представления о своей и других этнических группах);
  • аффективный (отношение к своей этнической группе и к другим);
  • поведенческий (как мы проявляемся в качестве представителей определенных групп: язык, привычки, традиции, отношение к другим группам).

Когнитивный компонент является базовым. На этапе формирования идентичности он реализуется в процессе сравнения людей между собой: особенностей внешности, языка, поведения. На основе этих самых простых проявлений дети делают выводы о том, что ребята во дворе различаются между собой и отличаются от их семьи. Проведя бессознательное сравнение себя с родными и незнакомыми, ребенок постепенно осознает себя как часть определенной группы. Задает вопросы, конечно, проверяет гипотезы. И вопросов становится больше, потому что, как только тебе кажется, что ты познал мир человеческого многообразия, во дворе (в группе садика, в спортивной секции, в школе) появляется семья новой, ранее не встреченной, национальности.

Отвечая на вопросы детей без агрессии и предрассудков, родители помогают детям осознать, что разнообразие в мире — это не угроза, а невероятное богатство, которое стоит исследовать и ценить.

Мифы, правда и негативные стереотипы: откуда берутся предрассудки

На пути к пониманию различий неизбежно возникают мифы и стереотипы. Рассмотрим несколько ключевых аспектов, которые помогут разобраться в этом вопросе. Предрассудок, стереотип и установка — это не одно и то же.

Стереотипы представляют собой упрощенные представления о группах людей, распространяемые на каждого члена этой группы. Например: все русские гостеприимные, все немцы дисциплинированные, все англичане чопорные. Стереотипы формируются на основе фильмов, книг, анекдотов, рассказов членов семьи и т. д. Стереотипы могут быть негативными, позитивными или нейтральными.

Можно сказать, что стереотип — это простое эмоционально-окрашенное представление о группе, часто не подкрепленное опытом реального общения. Стереотипы есть у всех (отрицать это бесполезно), они обычно совпадают по содержанию у всех людей, их широко задействуют в анекдотах, комедиях, массовой культуре. Они просты и понятны, но могут приводить к возникновения предрассудков.

Предрассудок (или предвзятость) — это негативное или положительное отношение к чему-либо, основанное на неполной информации. Предрассудки уже влияют на поведение по отношению к представителям групп: «Таких нам в семье не надо», «Не общайся с А. Они все плохо учатся» и т. п.

Установка формируется на базе личного опыта и убеждений человека. Это уже не просто когнитивная конструкция (стереотип), а устойчивый поведенческий паттерн, направленный на людей других или определенных национальностей.

Проявления знакомы каждому: отказ в работе или съеме жилья представителям определенных национальностей, насилие или бойкот в адрес людей определенных групп. Такая установка называется «дискриминация» и она является следствием негативного стереотипа, подтвержденного через послания взрослых: плохих слов, невербального выражения ненависти, страха, превосходства. Все это считывается и усваивается ребенком без критической обработки, фиксируется в мыслях и поведении.

Роль взрослых в формировании представлений

Дети впитывают информацию из окружающего мира, как губка. Невольные замечания, мимика родителей, их эмоциональная реакция на разные ситуации могут создать у детей искаженные представления о других.

Одной из важнейших задач родителей является осознание того, как их слова и поведение могут влиять на формирование взглядов детей, и стремление передавать только грамотные и полные знания.

Материал подготовлен при содействии Центра толерантности Еврейского музея. Канал Центра толерантности с креативными и полезными материалами для родителей и педагогов «Давай по-человечески» в Telegram.

Поделиться в соцсетях