Как справиться с тревогой и раздражением
Вновь пойти в школу и встретиться с учителями и со своими товарищами — долгожданное и радостное событие для ребенка. Но за время «дистанционки» появились новые порядки и привычки, и теперь нужно переучиваться обратно. О том, как вернуться к прежней жизни безболезненно, рассказывает психолог Наталья Евсикова.
В чем проблема
За очень короткий период времени дети прожили две противоположные адаптации. Первую — весной, и она показалась в некотором смысле «интересной»: дистанционное обучение было внове, и учителя, и ученики познавали новый процесс общения и обучения, перед летом настроение было хорошее, ситуация представляла собой неожиданный, но любопытный опыт. Осенью же, после радостного возвращения в школу, переход на дистант оказался слишком резким и непредсказуемым.
За лето учителя прошли подготовку, дистанционное обучение стало проводиться на общей платформе, процесс оказался серьезным, но дети почувствовали себя к нему не подготовленными. К такой учебе нужно привыкнуть, непонятно, сколько она продлится, не ясно, на что настраиваться. Переход к новой реальности вызывал беспокойство.
Быстрый переход
Постепенно дети адаптировались, нашли некоторые плюсы новой формы обучения: не нужно тратить время на дорогу, можно вставать за 10 минут до начала урока и сидеть вольготно и удобно в пижаме…
Дети, для которых общение не было главной ценностью, поняли, что можно спокойно учиться и так, не выходя из дома.
Понемногу все приспособились и привыкли к новым обстоятельствам, но вдруг снова произошел резкий и быстрый переход обратно к очному обучению. О выходе в школу было объявлено за 3 дня до начала учебы, в результате ученики просто не успели подготовиться к важному событию и банально «вспомнить», как это обычно происходит.
Теперь детям потребуется минимум пара недель для того, чтобы восстановить прежние социально-учебные навыки: как вести себя в школе, как общаться с учителем, как соблюдать безопасный режим и т. д.
Шаги для успешной адаптации
На самом деле все не так страшно, как кажется. В школе дети получают то, чего они были лишены на дистанте: человеческое общение и социальный контекст. Во время изоляции ценность этих факторов была доказана самой ситуацией и стала очевидной для всех. В школе поддержку ребенку оказывают товарищи и учителя, а что могут сделать родители?
Поддержка близких
Ребенок должен чувствовать, что родители на его стороне, что они понимают его чувства. Фразы взрослого «Я понимаю, что тебе тяжело», «Не волнуйся, ты справишься», «Ты не один, я рядом» помогут легче пережить период адаптации.
Соблюдение режима
Важно составить и выполнять распорядок дня: подъем, учеба, отдых, обязательно прогулки! Определенные правила позволят структурировать время и вернуться к полноценной жизни.
Четкое разделение времени на учебу и отдых
Выходные должны быть обязательно посвящены отдыху, и лучше активному: лыжи, коньки, санки, прогулки на природе.
Учебная нагрузка
В период адаптации большое значение имеет постепенное увеличение нагрузки. Объем домашнего задания должен возрастать со временем. Учителя, конечно, в курсе такого подхода, но и родителям не стоит сразу же предъявлять ребенку высокие требования в плане учебы.
Позиция взрослых
Базовый механизм обучения — это подражание. Если родитель будет настроен скептически, настороженно, без энтузиазма к тому, что происходит, такое же отношение к действительности сложится и у ребенка. Поэтому стоит проявлять больше оптимизма и демонстрировать положительный настрой.
Терпение и выдержка
Темпы адаптации к тем или иным условиям у каждого ребенка индивидуальны. Левши, например, приспосабливаются к изменениям медленнее остальных. Каждый родитель знает особенности своего ребенка, поэтому мамам и папам стоит учитывать адаптационные способности сына или дочери. Не нужно требовать от ребенка, чтобы он справился с ситуацией как можно быстрее.
Спокойная жизнь
Размеренная, не насыщенная сильными впечатлениями жизнь в этот период поможет успокоиться, выработать правильный режим дня и постепенно вернуться к привычному образу жизни.
Возврат к дополнительным занятиям
В ситуации с внешкольным образованием опять же все очень индивидуально. Есть дети, у которых прекратились какие-то занятия из-за изоляции, и оказалось, что так даже лучше, не очень-то и хочется к ним возвращаться. А есть те, кто будет как можно скорее и изо всех сил восстанавливать утраченное и наверстывать упущенное.
Важно помнить: дополнительные занятия, которые ребенку важны и приятны, должны быть у него обязательно.
Увлечения, которым ребенок посвящает свое время, дают ощущение жизни и наполненности дня. Дополнительные занятия — это еще одна сфера его существования. Если у ребенка есть другая социальная среда развития, помимо основной учебы, это очень хорошо помогает ему выстраивать отношения со школой. В такой ситуации проблемы перехода от дистанта к очному обучению уйдут на второй план, ведь ребенок увлечен тем, что происходит у него в жизни помимо школы.
Как побороть страх
К страху нужно относиться рационально. Он есть у каждого из нас, мы живем в этом реальном пространстве. Если кто-то в классе заболеет, то дети уйдут на дистант на 2 недели. Это переживаемо, может быть, не сильно радостно, но предсказуемо и понятно.
Необходимо соблюдать меры безопасности. Если ты все сделал как надо, то поводов для беспокойства будет гораздо меньше. Выполнение правил придает уверенности и помогает справиться с тревогой.
Фото: Коллекция/iStock