background picturebackground picture

Детские травмы

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

140

Как они влияют на взрослую жизнь

Слово «травма» пришло к нам из древне-греческого языка и переводится как «повреждение», «рана», «результат насилия». Но если физическая травма внешне заметна, то психологическая «рана» может быть не столь очевидна. И тем не менее полученная в детстве психическая травма — это не просто негативный опыт, это сильнейшая эмоциональная реакция на тяжелую жизненную ситуацию, которая остается в душе человека на долгие годы. Подробнее об этом рассказывает доктор психологических наук, профессор Валентина Екимова, заведующая кафедрой научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ.

Причины психических травм детей

Наиболее частыми факторами травматизации в детстве считаются:

  • семейная нестабильность — конфликты и развод родителей, неблагоприятные бытовые условия, алкоголизм и наркомания близких, тяжелые болезни и психические расстройства;
  • жестокое обращение — пренебрежение потребностями ребенка, безнадзорность, физическое и сексуальное насилие;
  • синдром утраты — смерть или разлука со значимым лицом, смена места жительства, потеря социальных связей;
  • экстремальные события — стихийные бедствия и катастрофы, теракты, несчастные случаи и т. п.

Не таким очевидным, но не менее опасным для детей является фактор эмоционального насилия, который проявляется в чрезмерных требованиях со стороны взрослых, подавлении инициативы и обесценивании достижений ребенка, критике, запугивании или в применении любого насилия в его присутствии.

Наиболее травмирующими, согласно исследованиям, становятся те факторы, которые:

  • повторяются и долго длятся;
  • связаны с причинением вреда взрослыми и/или их пренебрежением;
  • происходят в уязвимые возрастные периоды; 
  • ставят под угрозу благополучие и развитие ребенка.

Опасность психических травм в детстве

Психические травмы в детстве опасны:

  • нарушениями и задержками в когнитивном, эмоциональном и физическом развитии;
  • расстройствами психики, так как увеличивают риск развития депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и ряда психических заболеваний;
  • социальной изоляцией и одиночеством;
  • проблемами в обучении из-за трудностей с концентрацией внимания и памятью.

В результате исследований установлено, что у травмированных в раннем детстве девочек в подростковом возрасте чаще снижается успеваемость, а у мальчиков нарушается коммуникация.

Травмированные подростки часто испытывают чувство стыда и вины, у них низкая самооценка, негативный образ «Я», им бывает трудно справляться с повседневными задачами, а тем более ставить цели и планировать будущее. Поведение такого подростка может быть агрессивным, «псевдовзрослым» с выраженным негативизмом или наоборот, чрезмерно инфантильным и зависимым.

При хронической травматизации наблюдаются уходы из дома, участие в драках, злоупотребление психоактивными веществами, самоповреждающее и дисфункциональное сексуальное поведение.

Последствия детских травм

Детская психическая травма может иметь отдаленные последствия и проявляться у взрослых людей следующими симптомами:

  • навязчивые воспоминания и кошмары, содержащие травматические события;
  • беспокойство, тревога или страхи;
  • трудности с концентрацией внимания и сохранением информации;
  • нарушения сна и вегетативные симптомы;
  • преобладание негативных эмоций;
  • избегание социальных контактов;
  • физиологические реакции на триггеры (замирание, дрожь, желание спрятаться).

Установлено, что если у человека в детстве было более четырех факторов неблагоприятного (травматического) опыта, то у него высоки риски психических заболеваний и, скорее всего, будет проявлена склонность к насилию или виктимизации.

Отдаленные последствия ранней травмы представлены во взрослой жизни поведенческими нарушениями по типу социальной дезадаптации и повышенной конфликтности, а также аффективными расстройствами и суицидальными наклонностями.

У взрослого человека с детской травмой может быть нарушена способность к здоровым межличностным отношениям: своевременной сепарации от родителей, установлению устойчивых дружеских связей, к эмоциональной и физической близости с противоположным полом.

Травмированные люди испытывают дефицит доверия и эмпатии, им нередко чужды сопереживание и сострадание.

А образ негативного «Я», сформировавшийся у подростка, проявляется в форме устойчивого представления о себе как об униженном, побежденном или бесполезном. При этом психологически травмированный человек не всегда осознает необходимость обращения за помощью и возможность ее получения.

Результаты исследований, однако, показывают, что своевременная поддержка и психологическая помощь взрослых при детской психической травме увеличивает шанс несовершеннолетнего вырасти здоровым и эмоционально устойчивым.

Сопротивляемость ребенка травмирующим событиям значительно повышается при:

  • поддержке со стороны семьи, друзей и школы;
  • активизации ресурсов для смягчения негативных последствий травмы, в том числе при обращении за профессиональной помощью;
  • повышении самооценки и формировании чувства собственной нужности и значимости;
  • развитии способностей и талантов и овладении умениями и навыками.

В семье родителям необходимо создавать и поддерживать атмосферу доверия и понимания, показывать, что чувства и переживания ребенка важны для них и что он может говорить о своих проблемах без страха осуждения, а также обучиться самим и обучить детей методам снижения стресса, целенаправленно развивая у них навыки решения жизненных проблем.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях