background picturebackground picture

Вместе с ребенком создаем экологическую тропу

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

30

Эксперт о том, как родители могут помочь малышу познать окружающий мир

Современные дети, родившиеся в эпоху информационных технологий, с раннего детства начинают пользоваться телефонами, планшетами и компьютерами. Бесспорно, указанные технологии значительно обогащают образовательный процесс, делая его более наглядным, придавая ему интерактивный характер. Но задумаемся: не забываем ли мы, предоставив ребенку возможность свободного погружения в цифровой мир, о ценности непосредственного общения с живой природой? Учим ли видеть уникальность, неповторимость и разнообразие окружающего мира, показываем ли пример общения с природой, бережного отношения к ней? О том, как познакомить ребенка с интересной формой приобщения к миру природы — экологической тропой, рассказывает ведущий научный сотрудник Лаборатории развития дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», кандидат педагогических наук, доцент Ольга Соломенникова.

Вспомните свое детство. Любили ли вы бегать по лужам, лепить куличики из песка, играть с природным материалом? Вы наверняка с удовольствием бегали под дождем, прыгали по лужам, кидали камушки в воду и плели из одуванчиков венки. И скорее всего, не только играли, а уже с раннего детства выходили на приусадебный участок и вместе со взрослыми сажали лук, поливали цветы, помогали собирать урожай.

Почему же сегодня наши дети слышат от нас: «Не ходи по лужам, промочишь ноги», «Не трогай снег, запачкаешься», «Не бери лопату, испачкаешь новую куртку» и т. п.? Ведь именно в совместной со взрослым практической деятельности ребенок имеет возможность естественным образом приобщаться к миру природы, знакомиться со свойствами воды, песка, снега.

Что такое экологическая тропа и как выбрать маршрут

Экологическая тропа — это своеобразный маршрут, позволяющий показать ребенку различные природные объекты, формируя при этом естественно-научную картину мира. Хорошо, если мама, папа и другие члены семьи примут участие в выборе объектов экологической тропы.

Видовыми точками экологической тропы могут быть деревья, кустарники, цветники, скворечники, водоемы и другие объекты.

Целесообразно оформить паспорт экологической тропы, где будут представлены фотографии объектов и краткое их описание.

При выборе маршрута важно, чтобы он проходил недалеко от места проживания ребенка, объекты были эстетически привлекательными и информативными.

Предложите ребенку во время прогулки подойти к видовой точке, например, к березе. Уточните, знает ли ребенок название этого дерева, предложите подойти ближе, потрогать ствол дерева. Сравните березу с другими деревьями, выделяя характерные ее особенности. Спросите, что ребенок знает про березу, затем дополните его рассказ.

Вот несколько интересных фактов:

  • береза произрастает во многих регионах нашей страны и является символом России;
  • в старину год у славян начинался весной, поэтому праздник встречали с березкой;
  • береза — дерево с гибкими ветвями и мощной кроной, форма которой зависит от вида;
  • цветут березы весной, в апреле — мае, когда распускаются листья;
  • очень полезным является березовый сок;
  • березовые почки и листья используют в медицине;
  • березовыми вениками парятся в бане;
  • березовыми дровами топят печи.

Интересные игры на природе

Проходя по экологической тропе, не забывайте играть с ребенком. Игра в дошкольном возрасте является важным средством развития и воспитания детей.

Игра «Скажи наоборот»

Взрослый говорит первую часть предложения и предлагает ребенку его продолжить, например, «Летом жарко, а зимой… (холодно)»; «Летом день длинный, а зимой… (короткий)»; «Весной лед на реке тонкий, а зимой… (толстый)»; «Снег мягкий, а лед… (твердый)»; «Зимой бывает снегопад, а осенью… (листопад)» и т. д.

В процессе игры можно поменять правила — предложить ребенку начать предложение, а взрослому завершить его.

Игра «На что похоже облако?»

Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на разные объекты природы, например, если на небе есть облака, предложите игру «На что похоже облако?».

Суть игры в том, что взрослый предлагает ребенку посмотреть на небо и облака на нем и найти облако, которое похоже на какое-либо животное; еще можно спросить, почему форма облака быстро меняется.

Такая игра во время прогулки будет способствовать появлению у ребенка интереса к наблюдению за небом, а для поддержания такого интереса можно рассказать, что облака бывают кучевые, кучево-дождевые, перистые и др. При наличии возможности можно показать эти виды облаков.

Дополняем впечатления

Интересным совместным делом может стать фиксация ваших совместных с ребенком наблюдений. Придумайте, что это будет — журнал, календарь или просто блокнот. Записывайте в него новые интересные факты, сезонные изменения, наклеивайте фотографии, пусть ребенок делает небольшие зарисовки.

Прекрасным дополнением к экологической тропе может стать посещение краеведческого музея — покажите ребенку макет природных зон.

Возможно, после рассматривания таких макетов вы всей семьей выполните дома макет своей экологической тропы.

Дополнить впечатления о природе помогут художественные произведения, например, картины знаменитых художников с изображением березы: А.И. Куинджи «Стволы берез»; И.И. Шишкин «Березовая роща», «Береза и рябинки», «Летний пейзаж с березой»; И.И. Левитан «Осень. Березки» и др. Высокохудожественные произведения этих и других мастеров будут способствовать формированию эстетического отношения к действительности и развитию интереса к окружающему миру. Обратите внимание ребенка, как по-разному художники изображают в своих произведениях березу, побеседуйте о выразительных средствах, с помощью которых художники передают образ березы.

Будет очень хорошо, если вы дополните рассматривание репродукций поэтическими строками, обратив внимание на то, какие слова использует поэт, чтобы выразить свою любовь и восхищение.

Павел Кудрявцев «Русская береза»

Белая береза, милая сестра.

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая береза — птицы по ветвям,

Я тебя в обиду никому не дам.

Белая береза, дует ветерок,

Он к тебе заглянет в синий вечерок.

Белая береза, он к тебе с высот

Из-за синя-моря песню принесет.

Белая береза, мой поклон тебе,

Ты — в судьбе России и в моей судьбе.

Белая береза — русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

Важно также научить ребенка делиться своими впечатлениями от увиденного в природе. Поэтому после путешествия по экологической тропе, рассматривания репродукций и чтения стихотворений о березе предложите ему нарисовать это дерево, в случае необходимости подскажите, помогите, обратите внимание на важные элементы, и у ребенка обязательно появится желание изучать природу.

Поделиться в соцсетях