background picturebackground picture

Входим в школьный ритм всей семьей

Родители

5

Что можно сделать, чтобы легче привыкнуть к новому расписанию

Начало 2020/2021 учебного года стало особенным и для детей, и для родителей по всему миру. О том, как всей семье вернуться к «старому» ритму жизни после длительного перерыва в занятиях и работы на дистанте, рассказывает детский психолог Ксения Юрьева.

Таск-доски, фотоподсказки и визуальное расписание

Ежегодно в сентябре меняется уклад жизни детей-школьников, а вместе с ними — и остальных членов семьи. А сейчас «выход во внешний мир» особенно сложен: вначале многие семьи пережили самоизоляцию, затем разъехались в отпуска и на дачи. Теперь дети возвращаются в школу, а родители начинают ходить на работу (многие из них работали удаленно все лето). В результате родителям приходится параллельно адаптироваться сразу к нескольким процессам.

Ксения Юрьева, детский психолог

Среди удобных способов упорядочить жизнь всей семьи — визуализация семейного расписания. Для младшеклассников его можно сделать в картинках. Вместо букв и абстрактных понятий вроде «встать в 7 часов 30 минут» — наглядная последовательность действий, на которую ребенку очень удобно опираться.

Заранее отрепетируйте с ним и сфотографируйте процесс сборов в школу — а затем пусть он перекладывает каждую выполненную задачу (например, фото, как он чистит зубы) из стопки «Сделать» в стопку «Сделано!»

С таким расписанием родителям не придется играть роль надзирателей, тщательно контролируя весь процесс сборов. А спустя короткое время помогать ребенку собираться будут фотоподсказки, а не мама с папой.

Для старших школьников и взрослых подойдут таск-доски. Это может быть большая маркерная или пробковая доска, разлинованная по дням недели. У каждого члена семьи маркер или клейкие листочки своего цвета, с помощью которых можно оставлять напоминания себе и другим.

Инструмент хорош тем, что не нужно тратить время и ресурсы членов семьи на поиск задач в ежедневниках. На такой доске сразу видно, как мама и папа могут поделить дела на день. К тому же такая визуализация хорошо показывает, какой день недели перегружен, а когда можно отдохнуть всей семьей — организовать совместный ужин или отправиться в культпоход.

Таск-доска может выполнять и терапевтическую функцию: она дает возможность посмотреть на ситуацию в целом, а взгляд с такой перспективы помогает снизить уровень тревожности.

Четкий режим дня и поменьше новых впечатлений

Четко заданный режим дня тоже помогает пережить адаптацию с меньшими потерями. Постарайтесь создать дома атмосферу максимальной предсказуемости. Поддерживайте ритуалы, которые у вас уже сформировались, и заводите новые: например, каждую пятницу после окончания учебной недели устраивать чаепитие с пирожными или каждый день давать ребенку с собой в школу ободряющую записку в дневнике. Любой повторяющийся ритуал позволяет настроиться на новый день или неделю, успокаивает и дает веру в себя.

Еще один способ избавить семью от лишних перегрузок — в первые недели учебного года дозировать яркие впечатления для себя и детей. Даже позитивные эмоции, такие как поход в цирк или зоопарк, — это дополнительная психоэмоциональная нагрузка, которая может быть излишней в условиях адаптации.

С другой стороны, легкие физические нагрузки — такие как семейная прогулка в парке или поход на природу — наоборот, помогают снять стресс.

Чтобы ребенок мог отдохнуть от школьной суеты и домашней нагрузки, организуйте для него дома пространство для уединения. Например, уютный домик из одеял или другой уголок, в котором его ничто не будет отвлекать от фантазирования или совместного чтения "не по программе".

Решать проблемы маленькими шагами

Перестроиться на школьный ритм, особенно первоклассникам, поможет японская техника маленьких шагов (Кайдзен). Вместо того чтобы пытаться за неделю перестроить быт и расписание, лучше возьмите одну небольшую задачу (например, брать с собой сменную обувь) и старайтесь несколько дней контролировать ее выполнение.

Таким образом ребенок по шагам освоит один навык, а затем таким же образом начнет работать над другим, не пытаясь объять необъятное. Если у него получается, обязательно его похвалите — тем самым можно поддерживать в нем ощущение успешности. В результате появляются силы решать проблемы, а не накапливать их.

Техника маленьких шагов помогает и в случае трудностей с домашним заданием. Давайте ребенку под его личную ответственность задания, с которыми он точно в состоянии справиться, а затем постепенно увеличивайте его зону ответственности. В конечном итоге он научится сам распоряжаться своим временем, и маме с папой не нужно будет постоянно его контролировать.

Только те кружки и секции, которые нравятся

Сентябрь — время, когда устанавливается расписание и набираются группы в школах, домах творчества, кружках и спортивных секциях. Стоит ли тратить энергию на дополнительное образование, во многом зависит от возраста школьника.

Записывать первоклассника в новый кружок с 1 сентября не стоит — лучше подождать месяц и дать ему вначале привыкнуть к школьной жизни. Ученикам выпускных классов тоже лучше сконцентрировать свои усилия и посещать только те занятия, которые пригодятся для сдачи экзаменов или поступления в вуз.

Другое дело, если ребенок уже ходил в секцию и хочет вернуться к своему преподавателю или тренеру, снова заняться любимым видом спорта или пообщаться с единомышленниками. Когда спортивная секция, творческая студия или кружок — это место, в котором школьник черпает ресурс, возврат к друзьям и педагогам будет и удовольствием, и опорой для других дел.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях