Полезные рекомендации и упражнения от психолога
Современный ритм жизни с его быстрым темпом и многозадачностью очень часто отражается не только на родителях, но и на детях. Если мама и папа начали замечать, что ребенок стал нервничать по пустякам, плохо спать, необычно реагировать на просьбы, нужно срочно принимать меры, а не списывать все на особенности возраста или характера. О том, как справляться с тревожностью у детей, рассказала Ольга Бойко, арт-терапевт, кандидат психологических наук. Также в нашей статье вы найдете несколько полезных упражнений на расслабление.
Что такое тревожность и как она проявляется
Тревожность — это предчувствие опасности, состояние, которое проявляется как внутреннее ощущение нарушения безопасности. Чаще всего тревожность у ребенка выражается в напряжении, озабоченности и беспокойстве. Родители, приходя к психологу, часто говорят, что ребенок стал «как ежик» — колкий, необщительный, постоянно начеку.
Какие еще признаки тревожности чаще всего выделяют? Ребенок скован, зажат, часто проявляются навязчивые движения руками и ногами (например, что-то перебирает или теребит в руках, крутит волосы, трясет ногой), говорит тихим голосом.
Тревожный ребенок может грызть ногти, суетиться, постоянно держать руки возле рта. У тревожных детей своеобразная мимика, такие дети могут выворачивать пальцы, вздрагивать, мелко дрожать, у них часто потеют ладони.
По каким критериям можно определить тревожность у ребенка?
- Постоянное беспокойство — такое впечатление, что ребенок все время смотрит куда-то, что-то ищет, все время что-то спрашивает.
- Ребенку трудно сконцентрироваться на каких-то значимых вещах. Очень часто тревожность встречается у детей с синдромом нарушенного внимания.
- Мышечное напряжение, скованность, ребенок как будто сжимается, съеживается.
- Раздражительность, вспыльчивость. Ребенок может необычно и резко реагировать на простые просьбы.
- У ребенка нарушается сон. Очень часто тревожным детям сложно заснуть, сложно просыпаться утром, они могут вставать по несколько раз за ночь, могут проситься спать вместе с родителями.
Типы тревожности
Специалисты выделяют ситуативные случаи тревоги. Причиной таких состояний становятся определенные жизненные обстоятельства. Например, переезд в другой город, переход в другую школу, буллинг со стороны ровесников, разлад в семье, повышение нагрузки в школе и т. д.
Другой тип тревожности — личностная тревожность, когда такое нервозное состояние становится чертой характера.
Психологи уверяют, что любые черты характера корректируются благодаря воспитанию, самовоспитанию, дисциплине. И очень важно, чтобы родители в подобных ситуациях помогали ребенку.
Стоит также отметить, что страх и тревожность идут рядом, хотя и не являются одним и тем же.
Страхи по своей природе делятся на естественные (например, страх за здоровье и жизнь своих детей), социальные, ситуативные и личные. С точки зрения реальности страхи могут быть реальными и воображаемыми. Чаще всего у детей возникают именно воображаемые страхи, однако бывают и реальные, подкрепленные какими-то событиями и обстоятельствами.
По уровням страха выделяют несколько типов.
- Обычный страх — кратковременный, не касающийся глубоко ценностных ориентаций человека. Например, испугаться громкого шума на улице.
- Натуральный страх. Например, боязнь уколов или походов к стоматологу.
- Патологический страх — это страх, который иногда доходит до ужаса, эмоционального шока. Это затяжной страх, который трудно повернуть вспять, он характеризуется полным отсутствием контроля. Например, если когда-то ребенка покусала собака, он всю жизнь может испытывать такой патологический страх.
Причинами страха могут быть запугивание и чрезмерная опека (когда родители, стараясь оградить ребенка от опасности, слишком запугивают его, буквально не давая сделать самостоятельный шаг), приобретенный опыт, разговоры взрослых между собой о страшных событиях, страшные события в виртуальной реальности, нарушение привязанности, агрессия, конфликты, чувство одиночества, болезни самого ребенка или кого-то из членов семьи.
Способы снижения уровня страха и тревоги
Упражнение «Мой страх»
Суть данного упражнения в том, что ребенок начинает понимать, как выглядит его страх, фантазирует, создает образ и как будто отделяет этот страх от себя.
Предложите ребенку нарисовать рисунок на тему «Мой страх», также можно слепить страх из пластилина, создать фигуру с помощью кинетического песка, инсталляцию из подручных материалов. Как только фигура будет готова, обсудите ее, спросите: «Что ты нарисовал, что это за образ?», «Где он живет или находится?», «Для чего он?», «Какой он?», «Что можно сделать, чтобы он стал не таким страшным?», «Сможешь это сделать?»
Иногда дети, для того чтобы сделать образ не таким страшным, переделывают его во что-то более милое и смешное.
Упражнение «Волшебный камень»
Основная цель упражнения — развить воображение, стремление к исследовательской деятельности, мелкую моторику рук, снять тревожность и страх. Камни для упражнения можно купить в магазине для творчества, привезти из поездки или сделать самим из соленого теста. Попросите ребенка представить, что камень, который он держит в руках, — волшебный и наделяет его определенной силой. Например, может сделать его смелым, уверенным, радостным. Ребенок может раскрасить этот камень по своему усмотрению, сделать из него свой талисман, который будет всегда и во всем помогать. Также можно создать самостоятельно какую-то коробочку или шкатулку, в которой этот талисман будет храниться.
Упражнение «Маска храбрости»
Основная цель упражнения — активизация личных ресурсов с помощью маскотерапии, снижение психоэмоционального напряжения, работа над своим страхом.
Для игры понадобятся листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, ножницы и трафарет маски.
Расскажите детям небольшую историю о том, как в некотором царстве, в некотором государстве жили-были люди, которым очень нужна была защита от других злых людей, которые на них нападали. И когда этим добрым людям было страшно, они делали себе маски и талисманы, которые защищали их от страхов.
Предложите ребенку сделать свою маску-талисман храбрости и силы, которая поможет ему в любой ситуации справиться со страхом.
Можно даже провести целый небольшой спектакль: попросить ребенка встать на стул или на какое-то возвышение, надеть маску и сказать, что он храбрый. А в дальнейшем вместо маски можно создать целый «наряд храбрости» — платье, шарфы, брюки, кофты и т. д.
Кинотерапия и «настолки»
С подростками и младшими школьниками, помимо вышеперечисленных игр и упражнений, для расслабления и избавления от страхов можно использовать кинотерапию — смотреть фильмы и мультфильмы о храбрых людях, преодолении себя, хороших поступках и обсуждать мотивацию героев.
Также можно поиграть в настольные мотивирующие игры (например, игру «Роботы»). Отлично подойдут и игры, которые не требуют дополнительных инструментов (например, «Внутренние помощники» или «Встреча с мудрецом»). Попросите ребенка представить, что он идет по дороге к древнему зданию, а внутри его ждет мудрец, который должен сказать ему какое-то напутствие и что-то подарить. Пусть подросток подумает, что именно ему может сказать мудрец и какой подарок сделать.
Очень часто бывает так, что тревога родителей передается и ребенку, поэтому и нам, взрослым, важно научиться успокаиваться, приходить в равновесие.
Нужно найти какой-то ритуал, который приносит вам умиротворение. Кто-то принимает ванну с пеной, кто-то зажигает свечи и ароматические палочки, кто-то выходит на прогулку. Отличное упражнение для взрослых — представить себе свое «место силы», которые дает безопасность. Хорошо помогают и дыхательные упражнения.
Дополнительную полезную информацию о том, как родителям справляться со стрессом, читайте в нашей статье.
Родителям нужно помнить, что именно они — это тот самый главный фундамент и мощная опора для ребенка, поэтому в трудные моменты нужно всегда быть рядом с ним и помогать справиться. И тогда тревога отступит.
Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.