Как правильно проводить время с ребенком
Времени всегда не хватает. Повлиять на него нельзя, но зато можно научиться выделять свободные моменты для общения и качественно организовывать семейный досуг. Ведь совместное времяпрепровождение — это вклад в отношения и счастливое будущее, считает психолог, руководитель социально-психологической службы ЦРТДиЮ (г. Воронеж), педагог-психолог России — 2021 Екатерина Болдырева.
Модели распределения времени
Существуют четыре модели (или стратегии) распределения времени в семье.
Черная дыра
При этой модели у родителей категорически не хватает времени ни на себя, ни на ребенка. Дни проносятся один за другим. Родитель выполняет ежедневно множество задач без отдыха и передышек. Данная стратегия, естественно, будет очень сильно влиять на отношения с ребенком и на внутреннее состояние взрослого. Чаще всего именно она может привести родителя к эмоциональному выгоранию и к проявлениям явного дефицита качественного времяпрепровождения вместе с ребенком.
Родитель — звезда
У взрослого хватает времени на себя, но не хватает на ребенка. Родитель выступает в роли «звезды», удовлетворяет свои нужды, может много работать, решает задачи по жизнеобеспечению семьи, но при этом с ребенком общается только по бытовым и учебным вопросам. Эмоционального общения ребенку в этом случае недостает, он испытывает дефицит внимания и любви со стороны родителя. Подобная ситуация может сложиться при попустительском типе воспитания, когда ребенку все позволяют, проявляя таким образом свою любовь, но ребенком эта любовь не ощущается.
Ребенок — звезда
Противоположный предыдущему тип, когда не хватает времени на себя, а хватает времени на ребенка. Родитель делает все для сына или дочери, постоянно идет у детей на поводу. Подобное происходит при гиперопеке. В возрасте до 3 лет такое поведение родителей, возможно, малышу не навредит, но далее будет происходить зацикливание на ребенке, он станет центром мира.
В такой ситуации ребенок лишается самостоятельности и инициативы, что сильно вредит его личностному развитию. Кроме того, по истечении какого-то времени родители начнут ощущать себя жертвой: «Мы столько для него сделали, а он такой неблагодарный». При данной модели распределения времени дефицит качественного времяпрепровождения проявляется именно таким образом.
Созвездие
Четвертая стратегия считается самой гармоничной. К ней важно стремиться. При этой модели у родителя хватает времени и на себя, и на ребенка. Никто не чувствует дефицита общения, каждый удовлетворяет свои потребности, но при этом учитывает интересы другого. Такая стратегия называется «Созвездие»: звезда — ребенок и звезда — взрослый светят друг другу.
В каждом возрасте свои потребности
В младшем возрасте (0–3 года) родители проводят много времени в уходе за ребенком. У малыша при этом создается ощущение безопасности и базового доверия к миру. В этот период превалируют совместная предметно-практическая деятельность и эмоциональное общение.
В дошкольном возрасте (4–6 лет) дети могут какое-то время находиться без родителей, хотя родитель все равно остается центральной фигурой, и общение с ним способствует нормальному развитию ребенка. Взрослый проводит с ним познавательные беседы, занимается экспериментированием, играет в сюжетно-ролевые игры, читает.
В младшем школьном возрасте (7–11 лет) у ребенка много времени уходит на учебу и общение со сверстниками. На данном этапе родитель оказывает помощь по вхождению в школьную жизнь и освоению учебы. От взрослых сейчас требуется организовать совместный активный отдых и «отвлекающие» мероприятия: прогулки, походы в кино, игры и т. п.
В подростковом возрасте (12–15 лет) снижается количество времени, проводимого с родителями. Подросток чаще общается с друзьями. От взрослых в этот период требуется доверительное общение и поддерживающее отношение: беседы о жизни, семейные празднования, ритуалы и традиции.
Признаки дефицита качественного совместного времяпрепровождения
- Ребенок просит остаться дома и не ходить куда-либо.
- Плачет.
- Старается как можно больше и ближе быть с родителями: просит поиграть вместе, почитать, делать что-то вместе, зовет к себе полежать или посидеть.
- Привлекает к себе внимание: жалуется, что у него ничего не получается, или хулиганит.
- Встревает в совместную деятельность родителя с кем-либо.
- Просит о помощи, хотя некоторые вещи из запроса может сделать сам.
- Проявляет капризность, агрессию, кривляние и манерничание, нарушает правила и нормы поведения.
- Проблемы в учебной деятельности.
- Фантазирование, обман, притворство.
- Побеги из дома, суицидальные попытки.
Если вы заметили одно или несколько из перечисленных проявлений, значит, ребенок испытывает дефицит общения с вами.
Как восполнить дефицит
1. Выделите особое время только для общения с ребенком. Не обязательно много — 15–30 минут будет достаточно. Главное, чтобы эти минуты были посвящены именно ему. Если в семье есть другие дети, их на это время необходимо чем-то увлечь или занять, чтобы никто не мешал вашему общению с сыном или дочерью.
2. Не отвлекайтесь на телефон или телевизор.
3. Ребенок сам выбирает, как провести это время.
4. Важно выполнять все с интересом.
5. Слушайтесь ребенка во всем.
6. Не давайте советов.
7. Не осуждайте и не ругайте.
В результате такой совместной деятельности ребенок почувствует себя любимым, нужным, признанным, эмоционально напитается вашей любовью.
Хороший способ сплотить всю семью — организовать тематический день. Для этого не обязательно ждать какой-то даты (например, дня рождения) или праздника. Можно самим придумать День сына (дочери) и День папы (мамы), День дома, День лени или тюленя, День бабушек, дедушек, День друзей, День Семьи, День наоборот. Нужно отметить назначенный день в календаре, продумать план действий, распределить обязанности, дать каждому поручение по подготовке и всем вместе с нетерпением и удовольствием ждать наступления праздника.
Идеи для совместного досуга
- Семейные ритуалы и традиции.
- 5 языков любви: время, подарки, прикосновения, одобрение, помощь.
- Совместная прогулка в парке, в лесу.
- Нарисовать вместе «Дерево достижений ребенка», можно и «Дерево достижений родителя».
- Создать копилку совместных дел.
- Обновление, ведение, совместный просмотр альбома с семейными фотографиями.
- Совместный поход, пикник, путешествие.
- Сбор пазлов, мозаики.
- Игра в конструктор (в игрушки, по ролям, в настольные игры).
- Домашний просмотр фильма, можно под пледом и с вкусняшками.
- Совместное обсуждение общесемейных вопросов (как расставить мебель в квартире, какую из крупных покупок сделать, куда поехать летом и т. д.) — это покажет, что вы уважаете мнение ребенка.
- Совместное творчество: рисование, изготовление поделок, подарков для близких.
- Совместное приготовление еды (салаты, печенья, пирог, булочки и др.).
- Ужин при свечах.
- Совместное чтение книг.
- Посещение театра (выставки, музея, кинотеатра, зоопарка, океанариума и т. д.).
- Фотосессия.
- Поход в кафе, ресторан.
- Посещение творческого мастер-класса (лепка из глины, рисование, кулинария и др.).
Настольные игры
Для детей от 5–6 лет: «ходилки» («Остров сокровищ», «Сказочное путешествие» и др.), «Алиас», «Застенчивый кролик», «Грузовички», «Денежка без сдачи», шахматы, шашки и др.
Для детей от 8 лет: «Свинтус», «Каркассон», «Твистер», «Крокодил», «Вышибайка», морской бой, шахматы, шашки, лото, настольный хоккей, настольный футбол и др.
Для детей от 12 лет: «Дженга», «Монополия», «Свинтус», «Экивоки», «Эрудит», «Спойлер», «Гарри Поттер. Год в Хогвартсе», шахматы, шашки, лото и др.
Показатели эффективности
Если вы правильно все организовали, то изменения в поведении и настроении ребенка не заставят себя ждать. Вы заметите, что он испытывает положительные эмоции во время общения с вами и после него, часто вспоминает об этом времени, легко отзывается на приглашение чем-нибудь заняться вместе, сам часто просит уделить ему время или привлекает ваше внимание конструктивными способами.
В долгосрочной перспективе качественно проведенное совместное время отразится на отношениях родителя и ребенка, которые постепенно становятся близкими, доверительными, эмоционально теплыми. Ребенок перестает использовать неконструктивные способы привлечения родительского внимания. В результате снижается количество конфликтов, и ребенок благополучно развивается в соответствии с задачами каждого возрастного этапа.