Общение и игра — залог успешного развития малыша
О том, как наладить диалог с маленьким ребенком и научить малыша общению со взрослым, рассказывает старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Галина Одинокова.
Часто родители маленьких детей жалуются на то, что ребенок не слышит взрослых, его трудно чем-то заинтересовать. Малыш предпочитает быть сам по себе: он по своему сценарию передвигается, куда-то лезет, берет предметы, игрушки и самостоятельно с ними играет. На предложение взрослого вместе собрать пирамидку, почитать книжку, порисовать ребенок отвечает отказом. Если мама предлагает ребенку позаниматься чем-то, с ее точки зрения, полезным, проявляет настойчивость, малыш может начать протестовать, капризничать, проявлять агрессию.
Почему играть с малышом — это важно
Для благополучного развития ребенка необходимо, чтобы он откликался на предложение взрослого поиграть, пообщаться с ним, был ориентирован на взрослого. Зачем это нужно?
Российские ученые говорят о том, что для развития ребенка важно, чтобы заботливый взрослый не просто присутствовал рядом с ребенком, а общался с ним особым образом, был с ним в диалоге.
Маленькие дети, которые отказываются от игры и общения со взрослым, — это дети, которые не умеют поддерживать диалог. По этой причине даже у типично развивающегося ребенка могут наблюдаться ограничения в развитии. А для ребенка с ОВЗ подобная ситуация чревата усугублением отставания в развитии, что подтверждено научными исследованиями.
В ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», в лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи детям с ОВЗ (под руководством доктора педагогических наук Ю.А. Разенковой), было проведено изучение взаимодействия матерей и детей с синдромом Дауна 2–3 лет. Анализ видеозаписей взаимодействия матери и ребенка позволил внимательно рассмотреть поведение и мотивы такого поведения каждого участника. Для видеосъемки каждой паре «мать — ребенок» было предложено пообщаться, поиграть вместе.
Исследователи наблюдали, что одни дети с удовольствием продолжительно играли с мамами, а другие после предложения мамы поиграть уходили, отворачивались, жестами и вокализациями сообщали о своем отказе. Оказалось, что больше половины отказывались от предложений матери играть вместе.
Оценка уровня развития детей показала, что дети, у которых наблюдались отказы от общения с матерью, отставали в развитии больше по сравнению с теми детьми, у которых наблюдалось слаженное общение с матерью, не было отказов от совместных занятий. Почему так происходит?
Как правильно играть с ребенком
Подробное изучение поведения показало, что матери отказывающихся и протестующих детей не учитывали интересов ребенка (он хотел играть одним, а мать предлагала другое), могли настаивать на своем. Они не опирались на реальные возможности ребенка, предлагали сложные задания, могли быть строгими к ответам: «Нет. Не покажи, а скажи!»
Матери тех детей, которые любили общаться со взрослым, вели себя иначе, взаимодействуя с малышом: шли за его интересом; называли и объясняли происходящее: «Кубики цветные. Тебе мяч понравился»; терпеливо ждали, на что ребенок обратит внимание: «С этим играть? Да?», ждали ответ. Если ребенок не проявлял интереса к предложенной игре, мать предлагала другую, например, игру на коленях («В ямку бух!»), игру с пальчиками («Сорока-ворона…»). Это были игры для более маленьких, но дети от них не отказывались.
Для этих мам очень важна была активность ребенка в общении: сам ответ, а не его качество (показал/сказал), предпочтение ребенка, его инициатива, выраженная любым способом. И в результате получалось, что мать вводила своего ребенка в диалогическое пространство, где он активен.
Нужно отметить, что и те, и другие дети не владели пока речью, но можно сказать, что у одних был доречевой диалог и он не прерывался, а у других полноценного, качественного диалога не было ни в какой форме.
Как наладить диалог
Что же нужно делать родителям, чтобы наладить с маленьким ребенком общение, особенно если он отказывается от предложенных совместных игр и дел?
1. Важно понять, что интересно ребенку, и присоединиться к тем занятиям, которые он предпочитает. Присядьте рядом, не спрашивайте, а понаблюдайте за ним, ответьте про себя на вопрос, что ему сейчас интересно. Грызет и рассматривает игрушку — он исследует ее; теребит ее в руках, манипулирует — изучает способы действий. Вслух простыми словами назовите игрушки, которые он берет, действия ребенка, например: «Колечко, кубик, пирамидка. Машинка маленькая, она катается».
2. Если ребенок спокойно относится к присутствию взрослого рядом, возможно, прислушивается к комментариям и не уходит, тогда можно его о чем-то спросить. Например, ребенок играет с песком, достает камешки, спросите: «Что там в песке? Интересно, что там?» Вопрос приглашает ребенка к диалогу. Ребенок может вести себя по-разному: ответить, тогда поддержите любой ответ; или не ответить, тогда ответьте за ребенка или спросите: «Можно я отвечу за тебя?»
3. Постарайтесь постепенно присоединиться к тому, что интересует ребенка, и получить доступ к его играм. А потом предложите в этих играх что-то другое, свое.
Какие игры могут быть интересны ребенку
Что может занимать ребенка? Игры с водой (покажите, как переливать воду из емкостей, из лейки), подвижные игры (догонялки, игры на мяче, качание на одеяле), игры с формами (помогите строить дорогу, парковку). Предложите ребенку некоторую очередность: «Ты льешь воду и я, теперь ты, а вот и я». Это и есть самый простой диалог.
А еще важно создать такие ситуации в игре, чтобы ребенок нуждался в вас и в вашей помощи. Это могут быть: прыжки на диване и хождение по дорожке с препятствиями, когда папа держит малыша за руки; строительство высокой башни, которую придерживает взрослый; юла, игрушка с заводом, с которыми мама и малыш справляются вместе; в условиях дома — футбол с мячом, баскетбол с воздушным шариком и др.
В дальнейшем можно предлагать другие игры: с цветным тестом, шариковым пластилином, «космическим» песком, пальчиковыми красками. Важно, чтобы мама или папа играли с ребенком наравне: вместе мяли тесто, сыпали песок и наблюдали за ним, прятали в него фигурки, вместе рисовали руками или печатками. Вместе с тем важно стараться привносить каждый раз что-то новое, интересное в эту игру. Совместные игры — хорошие условия для развития диалога: «Смотри, как у меня! А как у тебя! Да, молодец!»
В таком диалоге очень важно поддерживать малыша, поощрять ответы, саму попытку ответить, не требовать «единственно верного» ответа. Помните, что у диалога две стороны: ответы и инициативы. Поэтому не менее важной является поддержка желания, инициативы, предложения ребенка.
Родителям стоит набраться терпения и уверенности в том, что все получится. Если взрослый сумел уступить, придержать свое предложение, поддержать желание малыша, сам ребенок не откажется от общения и игры, которые, безусловно, помогают ему всесторонне развиваться.
Беседовала Анна Демина
Фото: Коллекция/iStock