background picturebackground picture

Когда родителям не хватает фантазии: во что поиграть с малышом?

Раннее детство

679

Авторские игры Ольги Тепляковой способствуют раннему развитию и создают пространство для общения с детьми

Для детей раннего возраста игра — самый важный вид деятельности. Любые развивающие занятия с ними можно превратить в игру, уверена Ольга Теплякова — автор около сорока книг по раннему развитию в игровой форме. Мы обсудили с ней значение игры в жизни двух-трехлетнего человека и узнали про авторские игры, в которые она предлагает родителям играть с детьми.

В мире ребенка игра — это получение максимального удовольствия от жизни, без игры ребенку «нечего делать». С родительской позиции игра малыша — сплошное беспокойство, хлопоты и беспорядок. А для специалистов по развитию игра — ведущий вид деятельности в детском возрасте, который дает возможность расти и развиваться.

Почему ребенку важно играть с партнером

Конечно, взрослые не могут играть с ребенком целыми днями. Но при этом любой родитель понимает, что детям необходимо играть, и часто малыш не может (и не должен) играть в одиночку. Во многих играх ему необходим партнер. Когда он подрастет, его партнерами станут друзья, братья и сестры. А пока ребенок мал, главные его партнеры и помощники в играх — его родители.

Это вовсе не означает, что маленький ребенок не может иногда играть один. Но чем больше с ним играют взрослые (родители, бабушки, няня), тем лучше, чаще и охотнее он потом занимается «сам по себе».

Объяснение простое: играя со взрослым, малыш учится разным способам действия с предметами. Самостоятельно, без участия взрослого, он не в состоянии научиться этим способам. Так что, играя, маленький ребенок получает свои первые знания и умения и начинает применять их.

В правильно организованных играх вырабатываются необходимые каждому человеку качества: внимание, терпение, сосредоточенность, самоконтроль. А взаимодействие с доброжелательно настроенным взрослым способствует креативности, независимости и формированию адекватной самооценки.

В игре ребенок может осуществлять задуманное, реализовывать свои планы, принимать решения, учится доводить дело до конца. Поэтому чем разнообразнее игры малыша, тем успешнее будет его переход ко взрослой жизни. В игре формируются социальные связи, необходимые ребенку в будущем. Детям, с которыми в детстве мало разговаривали и играли, труднее будет овладеть речью и приобрести навыки взаимодействия с другими людьми.

Что дает совместная игра родителям

  1. Общение с малышом в игре полноценно: тут и эмоции, и разговоры. Игровое общение дает шанс узнать его лучше, чем любой другой вид деятельности.
  1. Совместные игры — это возможность наблюдать за развитием ребенка. Многое можно узнать из книг, интернета, разговоров со специалистами или с другими родителями. Но вся эта информация не заменит живого впечатления от прогресса малыша.
  1. Обучение в детстве происходит главным образом через игру. Занятия, организованные в виде игры, могут дать ребенку больше, чем «серьезное» обучение.
  1. Игра помогает лучше выстроить режим дня и общее семейное время. Она может сделать увлекательной даже рутину: укладывание спать, высаживание на горшок, умывание.

Как сделать игру с малышом интересной и полезной?

Показывайте свой интерес к игре. Дети во всем подражают взрослым, и если игра интересна маме или папе, то, скорее всего, она заинтересует и ребенка. Он замечает не только то, что вы делаете, но и то, как вы к этому относитесь.

Позвольте ему наблюдать за вашими действиями. Если ребенок задумался, не стоит отвлекать его от «ничегонеделания». Позвольте малышу свободно наблюдать за происходящим — это необходимо для его развития, ведь наблюдение предшествует познанию.

Играйте, а не учите. Во время совместных занятий с малышом меньше думайте о том, что его нужно учить или добиваться каких-то результатов. Гораздо лучше просто радоваться совместным играм и поддерживать детский интерес к ним, а новую информацию давать по мере возникновения вопросов.

Позвольте ребенку ошибаться. В игре он не только узнаёт что-то новое, но и получает бесценный опыт проб и ошибок, учится справляться с трудностями на пути к цели.

Хвалите, а не критикуйте. Постарайтесь не портить игру контролем или критикой. Не стоит постоянно поправлять и «улучшать» поведение малыша во время игры, иначе его инициатива угаснет, а самооценка снизится.

Если он сделал не совсем то, чего вы от него ожидали, все равно похвалите и за этот малый результат. Ошибки лучше исправлять мягко, не критикуя ребенка. Так он получит опыт самоуважения, важный для успеха в будущем.

Предлагайте, а не требуйте. Когда вы приглашаете ребенка в игру, он может согласиться не сразу. Иногда должно пройти время, прежде чем малыш сможет переключиться на новое действие. Начинайте играть сами, а он присоединится к вам.

Выбирайте время. Занятия должны проходить в то время, когда ребенок наиболее активен. Постарайтесь вписать ваши занятия-игры в режим малыша. Удобно и полезно использовать для обыгрывания бытовые ситуации (например, прогулку, время на кухне, мытье рук).

Освободите пространство для игры. Прежде чем предлагать ребенку игру, постарайтесь убрать отвлекающие предметы.

Не много и не мало. С ребенком нужно играть ежедневно, но при этом оставляя ему время для самостоятельной игры. Не пытайтесь поиграть с малышом на скорую руку, если торопитесь.

Ставьте адекватные задачи и помогайте. Если есть возможность предотвратить ошибку, сделайте это заранее. Ставьте перед ним только те задачи, с которыми он в состоянии справиться, а новые сложные задания включайте в игру постепенно.

Повторяйте игру. Да, для взрослых это может быть утомительно, но только после многократного повторения игра становится знакомой и любимой. Чтобы она не надоедала вам и малышу, используйте разные ее варианты, слегка меняя героев и обстоятельства.

Несколько авторских игр от Ольги Тепляковой

«Тазик с кубиками»

Понадобятся: пластиковый тазик яркого цвета или большая миска, 4–5 кубиков разного цвета, детское пластмассовое ведерко или глубокая миска.

Как играть. Расположитесь рядом с малышом на полу. Начинайте сами складывать кубики в тазик со словами: «Давай положим кубики в тазик! Один, еще один, еще один! Вот сколько кубиков!» Затем предложите: «Высыпаем кубики на пол!» Высыпьте их на пол и предложите малышу складывать кубики в тазик самому.

В следующий раз добавьте к вашим игрушкам ведерко. Теперь вы можете перекладывать кубики из тазика в ведерко, а затем высыпать кубики назад в тазик. Игру можно продолжать долго, используя разные емкости: кастрюльки, ковшики, большие пластмассовые миски.

Чему учит игра: разнообразию действий со знакомыми предметами; ребенок выделяет единичный предмет из множества — а это уже азы математики.

«Дорожка из кубиков»

Понадобятся: 5–6 кубиков.

Как играть. Сядьте на пол с малышом. Перед вами несколько кубиков. Если ребенку 1–2 года, лучше взять большие пластмассовые кубики, но подойдут и любые другие. Со словами: «Давай построим дорожку!» кладите кубики друг рядом с другом, приговаривая: «Один, еще один! Длинная дорожка!» Затем по дорожке можно «походить» пальчиками и прочитать простой стишок, например, такой:

Топ, топ! Топ, топ!

Ходят по дорожке!

Топ, топ! Топ, топ!

Настенькины ножки!

(Подставьте в стишок имя ребенка: Ванечкины, Леночкины…)

Подобного рода игру можно проводить с любыми однотипными предметами: колечками от пирамидок, кусочками разноцветного картона и т. д. Они могут отличаться по цвету, величине и форме.

Чему учит игра: присоединять предметы один к другому; строить натуральный ряд чисел; развивать координацию движений.

«Делаем бусы»

Понадобятся: детские ножницы, цветной картон или листы бумаги, шнурок или неширокая ленточка, фломастер.

Как играть. Из плотного цветного картона нарежьте на виду у малыша или вместе с ним несколько больших кругов (5–6 см в диаметре). Дайте ребенку возможность самому резать картон; удерживайте его ручку в своей руке, помогая резать. Не старайтесь вырезать «бусинки» абсолютно круглой формы или одинаковыми по величине.

Затем с помощью ножниц проделайте в «бусинах» большие отверстия для шнурка. Вложите шнурок в руку ребенка и покажите малышу, как нанизывать «бусины». Нанизанные бусы можно показать кукле: «Смотри, какие красивые у нас получились бусы! Хочешь примерить? А теперь мамочке! А теперь Анечке! Красота!»

При нанизывании «бусинок» можно петь песенку:

Закружились бусинки —

Та-та-та! Та-та-та!

Подружились бусинки —

Да-да-да! Да-да-да!

Засмеялись бусинки —

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

И запели бусинки —

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Можно использовать для игры круги от пластмассовой пирамидки — их легко нанизывать на ленту или пояс от халата. Не оставляйте рядом с ребенком ножницы, ленты или пояс — все эти предметы лучше убрать сразу после игры.

Чему учит игра: знакомит с разнообразием цветов и размеров; развивает координацию движений; учит пользоваться ножницами.

«Катим мяч по дорожке»

Понадобятся: мяч, длинный и узкий шарф.

Как играть. Сядьте друг напротив друга и расстелите шарфик как дорожку от себя к ребенку. Катайте мячик по этой дорожке; можно делать это на счет «Раз, два, три!»

Чему учит игра: развивает координацию движений, учит общаться в игре и соблюдать правила.

«Салат для куклы»

В эту игру можно поиграть, когда ребенок уже знает названия овощей, видел, как родители их режут, или пробовал делать это сам.

Понадобятся: детские ножницы, картон или плотная цветная бумага, небольшие емкости (мисочки, блюдца), а еще лучше детская кукольная посуда (кастрюльки, тарелки), чайные ложки.

Как играть. Когда вы играете с ребенком в первый раз, лучше посадить его на колени, так будет удобнее ему помогать. Садитесь за стол, где уже приготовлено все необходимое. Предложите: «Давай приготовим салат для куклы!» Сами возьмите ножницы и вырежьте большой кочан из светло-зеленой бумаги (капуста) и другие овощи: красный помидор, темно-зеленый огурец и т. д. Не экономьте бумагу: маленький предмет малышу неудобно будет удерживать рукой и резать. Кроме того, если кочан окажется маленьким, игра быстро закончится. Со словами: «Вот у нас капуста, нарежем салат!» отрезайте от «кочана» кусочки, затем перейдите к другим «овощам». Если малыш хочет резать сам, дайте ему это сделать и помогайте по необходимости.

Когда все нарезано, отложите ножницы в сторону (так вы избежите дебатов на тему «Я хочу еще резать») и начинайте перемешивать «салат» палочкой или ложечкой. Затем можно «покормить» куклу.

Чему учит игра: обращаться с ножницами; дает информацию, из чего делают салат, какие бывают овощи.

«Игра в лошадки»

Понадобятся: вожжи (длинная веревка, пояс).

Как играть: Эта игра, наверное, такая же древняя, как и езда на настоящих лошадях. Взрослый сажает малыша на себя, изображая лошадь, и катает его по комнате. При этом можно цокать языком, издавать соответствующие «лошадиные» звуки: но, тпру, и-го-го. Малыши веселятся и хохочут от восторга. Можно выучить для игры в «лошадку» маленький стишок и напевать его:

Скок-скок, скок-скок!

Я веселый конек!

По дорожке я бегу!

Прокатить тебя могу!

Можно пригласить покататься куклу и другие любимые игрушки малыша, а еще он сам может стать «лошадкой», а родители могут ей управлять.

Чему учит игра: развивает чувство ритма, улучшает направленную двигательную активность, тренирует внимание, способствует развитию речи (ритмичная песенка и звукоподражание), учит соотносить свои движения с голосом.

«Зарядка»

Понадобится: свободное место в теплом помещении, где можно ходить босиком и легко одетыми.

Как играть: эту детскую зарядку можно делать не только с утра, а в любое свободное время, кроме времени перед сном. Она состоит из разных веселых упражнений, которые ребенок может повторять вслед за вами.

Идем-бежим. Идите впереди, высоко поднимая ноги, а малыш сзади вас. Считайте: «Раз, два! Раз, два! А теперь побежали, побежали!» Встаете на цыпочки и бежите — но не слишком быстро.

Полетели, как птички. Бежим на цыпочках, при этом машем руками.

Ходим, как уточки. Встаньте на пятки и идите вперед на пятках, как уточки. Переваливайтесь и крякайте в такт шагам.

Ходим, как петух. Вытяните руки в стороны, а шею вверх. Хлопайте себя вытянутыми прямыми руками по бокам, а затем остановитесь и кричите: «Ку-ка-ре-ку!»

Ходим, как воробушки. Соедините ноги и прыгайте небольшими прыжками (две ноги вместе): «Прыг-прыг! Чик-чирик!»

Прыгаем, как лягушки. Встаньте на четвереньки, скачите вперед и квакайте: «Ква-ква!»

Пятимся, как раки. Можно пятиться назад, стоя на четвереньках, как раки.

Машем руками, как мельница. Свободные круговые движения руками, поочередно вперед и назад.

Паровозик. Возьмитесь друг за друга, ходите ритмично и приговаривайте: «Чух-чух-чух! Ту-ту!»

Велосипед. Ложитесь на пол и крутите ногами «педали велосипеда».

За ягодами. «Собирайте ягоды» в корзинку, наклоняясь к полу и выпрямляясь.

Ветер. Подуйте, как дует ветер. Для этого наберите побольше воздуха и с силой дуйте: «Фу-у-у!»

Закончите зарядку расслаблением. Для этого ноги поставьте на ширину плеч. Расслабленными руками покачивайте из стороны в сторону (как маятник). Затем поднимите руки вверх и тихонько раскачивайте их, читая стишок:

Ветер, ветер, ветерок!

Дерево качается!

Дерево качается,

Ветер получается!

Чему учит игра: координации движений, ритмике, тренирует крупную и мелкую моторику.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях