Рекомендации психолога
Ребенок взял деньги без разрешения, принес из школы чужую ручку или другую канцелярскую мелочь, а может, и более дорогостоящую вещь. Непростая ситуация для родителей. Какие меры принять в такой ситуации? Как разобраться в причинах воровства и предотвратить дальнейшее девиантное поведение? О детском воровстве рассказывает доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ кандидат психологических наук Елена Шпагина.
Статья в Уголовном кодексе Российской Федерации
Воровство в повседневной речи обозначает кражу имущества. В Уголовном кодексе Российской Федерации кража трактуется в статье 158 как «тайное хищение чужого имущества». Грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166) также совершаются несовершеннолетними, но не так часто, как так называемая бытовая кража, или воровство. Именно о нем наш материал.
Уголовную ответственность за кражу (как, впрочем, и за все вышеперечисленные деяния, связанные с завладением чужого имущества) несовершеннолетние несут с четырнадцатилетнего возраста. До исполнения 14 лет ответственность несут родители. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей прописаны в Семейном кодексе Российской Федерации. В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей по воспитанию детей, вследствие чего ребенок совершил правонарушение, родители наказываются штрафом в порядке исполнения норм статьи 5.35 КоАП. В придачу ко всему ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет, несут его родители (усыновители) или опекуны в соответствии с нормой статьи 1073 ГК РФ. При назначении мер воздействия на родителей суд учитывает такие факторы, как: размер ущерба, нанесенного малолетним пострадавшему; общественную опасность поведения ребенка; иное.
Кроме уголовной и гражданской ответственности воровство осуждается нормами морали, вызывает презрение и неуважение членов общества. Осуждает воровство и религия.
Что же делать родителям, чтобы избежать подобного явления в собственной семье и преодолеть проблему, если она случилась? Посмотрим на этот вопрос глазами психологов и педагогов.
Возрастные особенности
Начнем с возрастных особенностей этого явления, опираясь на замечательную книгу Людмилы Шипицыной «Психология детского воровства».
В дошкольном возрасте ребенок еще не понимает понятий «чужое имущество», «ценность вещи», «имущественный ущерб», «собственность». Для него это слишком абстрактные понятия. Родителям необходимо начинать уже в этом возрасте (2–3 года) формировать у ребенка основы морали, нравственных и социальных норм. Важно формировать у ребенка понятия «мое/свое» и «чужое». Приучать не брать чужие игрушки и предметы, возвращать вместе с ребенком взятые вещи, объясняя, что это «нужно вернуть владельцу». Очень важно не называть ребенка воришкой, не унижать и не ругать малыша. Важно помнить, что несоблюдение правил и норм в дошкольном возрасте определяется незрелостью нервной системы, импульсивностью и несформированной произвольностью. В таком возрасте у ребенка нет «злого умысла завладеть чужим имуществом», обогатиться за счет другого. Он просто берет понравившуюся вещь. Или ему другой малыш может подарить ее в детском саду или на детской площадке. Важно деликатно разобраться в ситуации, понять причину такого поступка ребенка. Ведь это часто сигнал родителю, что какие-то потребности ребенка не удовлетворены. Зачастую это потребности в любви, заботе и внимании. Задача родителей — чтобы такое поведение не закрепилось, не превратилось в привычный способ удовлетворения своих потребностей.
Постепенно, шаг за шагом родитель формирует у ребенка социальные нормы, объясняет, как следует поступать, чтобы жить в гармонии с другими людьми. В этом и состоит главенствующая роль семьи как главного института социализации. Часто в супермаркете видишь такую картину: мама объясняет малышу, подходя к кассе, что за шоколадку или игрушку необходимо сначала заплатить, а потом уже брать ее себе. Это родительский труд. Он окупается в будущем социально приемлемым поведением. Автор теории нравственного развития Жан Пиаже отмечает, что уже с 5 лет ребенок понимает, что можно делать, а что нельзя и за что его накажут. У него формируются представления о честности и справедливости.
В этом возрасте выделяют два основных типа детского воровства:
- воровство в игровой деятельности;
- воровство как следствие недостаточной сформированности этической регуляции поведения и сферы удовольствий.
В школьном возрасте воровство может приобретать иной характер. Ребенок все больше ориентируется на своих сверстников, для него важно получить их признание и оценку.
В младшем школьном возрасте воровство показывает в целом на проблемное поведение, начало отклонения от нормативного. Это говорит и о несформированности волевой сферы, импульсивности, неумении управлять своими желаниями и эмоциями. Также это говорит о нарушениях контактов с родителями, ведении тайной от них жизни, отсутствии взаимопонимания и диалога уже в этом возрасте. Ведь если бы родители общались с ребенком, то знали бы о его потребностях и желаниях. И наверное, нашли бы возможность их удовлетворить, ведь в этом возрасте они не так уж и велики.
Подростки воруют из дома деньги, вещи, чтобы завоевать признание друзей, закрепить за собой лидерство среди одноклассников, раздаривая эти вещи или организуя некий «досуг». Начинают воровать вещи или деньги, чтобы обладать вещами, которые, по их мнению, придают им особый статус среди сверстников. Воровство может быть мотивировано желанием испытать некие приключения, опасность, острые ощущения. Подросток может воровать, чтобы обратить на себя внимание взрослых, которые в силу своей занятости решили, что он не нуждается в диалоге и уже вырос. Наихудший вариант — когда подросток попадает под влияние компании старших товарищей с криминальными установками, которые вовлекают его в преступную деятельность.
В этот период оформляются система ценностей, мораль и мировоззрение. Очень важно для родителей мониторить, в какую среду попал ребенок, какой контент просматривает, какие правила и нормы закладываются в его систему ценностей и установок. Необходимо самому родителю разговаривать на темы нормативного поведения, при этом не перегибая палку в нравоучениях и морализаторстве. Важен собственный пример родителей: как они относятся к чужому имуществу. В этом возрасте особое значение имеет фигура отца. Психологи считают, что именно он влияет на формирование правил и норм в системе ценностей ребенка.
Клептомания
Отдельно следует сказать о феномене патологического беспричинного воровства, или так называемой клептомании, расстройстве влечения. Характеризуется она повторяющимся воровством без определенной выгоды и умысла. Отличительными чертами являются цикличность и периодичность такого поведения и сильные эмоции, которые испытывает человек в процессе воровства, а не материальная выгода. Сочетается с другими расстройствами. Дебют бывает после какого-то сильного потрясения, которое пациент воспринимает как жизненную катастрофу. В детском возрасте патология встречается довольно редко. По мнению психиатров, детское воровство обусловлено другими причинами: протестным поведением, инфантильностью, незрелостью влечений, дефектами воспитания.
Воровство денег
Отдельного внимания заслуживает и воровство денег. Обычно это бывает в подростковом возрасте. Ребенок включается в различные процессы социальной жизни, где требуются расходы. А зарабатывать не умеет, не может пока. Здесь следует говорить о таких темах, как финансовая грамотность, уважение к труду и профессиональное самоопределение. Кажется, что это очень разные темы и не связанные с темой воровства, но все же социально приемлемым путем деньги даются именно в процессе и по результату труда. Профессиональное самоопределение — важнейшая часть жизненных установок человека.
Обратите внимание на карманные деньги. Все очень по-разному к этому относятся. Но если совсем не давать карманных денег, то ребенок не научится с ними обращаться. Часто как раз отсутствие карманных денег также подталкивает к мелкому воровству.
Иногда воровство денег может сигнализировать о том, что ребенок (подросток) попал под влияние криминальной подростковой группировки или старших «товарищей», которые вымогают деньги, угрожая расправой. И это тоже ситуация, где родители должны прийти на помощь, ведь одному порой не выбраться.
Рекомендации родителям
Что делать родителям, если они вдруг столкнулись с такой проблемой?
- Нельзя оставлять без внимания, рассуждая, что «само пройдет», «вырастет, сам поймет, что нельзя».
- Нельзя кричать, наказывать. Дайте успокоиться ребенку и успокойтесь сами. Необходимо спокойно проанализировать факты, выработать стратегию действий и разговора с ребенком.
- Обязательно вернуть украденное, включив в процесс ребенка. Постараться донести до ребенка чувства и состояние другой стороны — пострадавшей.
- Не вешать ярлык, не обзывать ребенка. Не устраивать публичные разбирательства и клеймения. Приватно разобрать случай воровства. Дать возможность ребенку сохранить достоинство. Дать ему понять, что это ошибка, которую нужно исправить.
- Как пишет Людмила Петрановская в книге «Если с ребенком трудно», покажите ребенку, как можно добиться своего по-другому, то есть альтернативный способ получения желаемого. Например, предложите заработать, организуйте такую возможность. Подкрепляйте успех ребенка в этом деле.
- Случай воровства — это сигнал к тому, что вам всей семьей нужно мобилизоваться для воспитания нормативного поведения ребенка. Это требует усилий, внимания, деликатности и любви!
В настоящее время набирает силу Школьная служба примирения, которая использует техники восстановительного правосудия, в том числе и медиации. Медиативная сессия направлена на то, чтобы тот, кто причинил ущерб, смог осознать свою ошибку и отказаться от противоправного поведения, возместить ущерб и возместить вину, чтобы жить дальше с чистой совестью, а жертва могла также простить обидчика и проработать полученный психологический вред и травму. В случае конфликта, связанного с кражей, можно обратиться в Школьную службу примирения и получить квалифицированную помощь в разрешении данной проблемы.
Родители всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.