background picturebackground picture

В семье растет маленький художник

Родители

Раннее детство

Дошкольники

217

Как заниматься рисованием с маленькими детьми в домашних условиях

Для маленького ребенка изобразительная деятельность — это доступный, интересный и благодатный способ самовыражения. Занимаясь вместе с малышом рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, родители способствуют развитию и совершенствованию у него важнейших психических функций: памяти, воображения, пространственного восприятия, мышления, эмоциональной сферы. В процессе творческой деятельности у ребенка формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира, активно развивается речь. Совместная изобразительная деятельность помогает налаживанию доверительных отношений между взрослым и малышом.

Мария Маркович, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Института коррекционной педагогики, дает рекомендации для родителей о том, как заниматься изобразительной деятельностью с маленькими детьми в домашних условиях.

Роль взрослых

Уже в раннем возрасте ребенок начинает проявлять интерес к краскам, карандашам, пластилину, но без целенаправленной помощи взрослого, без общения с ним, полноценно овладеть изобразительной деятельностью он не сможет. Именно родителям следует своевременно создать условия для ее появления и развития. Близкий малышу взрослый должен вовремя заметить его заинтересованность рисованием — красками или карандашами, не оставлять без внимания даже самые неудачные попытки что-то вылепить из пластилина.

Важно поддержать возникший у ребенка интерес, обязательно хвалить его творчество, обыгрывать получившиеся поделки.

Нельзя забывать, как важно сохранять радостное и веселое настроение во время совместного времяпрепровождения с малышом, чтобы он с удовольствием включался в предложенную ему деятельность. По возможности к занятиям изобразительной деятельностью нужно подключать всех членов семьи. Если у ребенка есть братья или сестры, организуйте совместное занятие. Пусть малыш наблюдает за тем, как более старший ребенок выполняет то или иное действие, и, возможно, подражает ему.

 

Когда и с чего начать

Заниматься с ребенком изобразительной деятельностью в игровой форме можно, начиная с 1 года. Продолжительность таких занятий зависит от возраста малыша: с 1 года до 3 лет — 5–10 минут, с 3 до 4 лет — 15–20 минут, с более старшими детьми — 25–35 минут.

Чтобы занятия принесли ребенку пользу, взрослый должен тщательно их спланировать, заранее подготовить все необходимое.

Для занятий изобразительной деятельностью желательно приобрести: цветные карандаши, фломастеры (толстые на водной основе), гуашь (желательно отечественного производства, сертифицированную), кисти № 22–24, белую, цветную, тонированную бумагу, картон, клеенку, фартук, тряпку, точилку, пластилин, глину, стеки, ножницы, клей.

Важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении перед началом занятия.

Помните, что сохранение позитивного настроя ребенка в процессе деятельности — одно из первостепенных условий плодотворной работы. Если вы начали что-то рисовать, лепить или строить с малышом, а он отказывается или капризничает, то следует закончить деятельность и перенести занятие, проведя его в другой раз.

Рекомендации родителям

Приведем несколько рекомендаций по организации занятий изобразительной деятельностью с маленькими детьми.

  • Перед занятием рисованием на малыша следует надеть фартук, так как в ходе работы он может испачкать одежду.
  • Рисовать красками необходимо за столом, а карандашами или фломастерами можно не только за столом, но и на полу. Фломастеры, используемые в работе с маленькими детьми, должны быть с толстым стержнем. С совсем маленькими детьми во время рисования лучше не пользоваться водой, так как ребенок может выпить ее или разлить.
  • В процессе работы и после ее окончания хвалите малыша, сохраняйте рисунок или поделку, с гордостью показывайте ее близким и гостям, обсуждайте с ними достоинства работы.
  • После занятий с малышом уберите краску, бумагу и карандаши в недоступное для ребенка, специально отведенное место. Закончив работать с пачкающими материалами, обязательно вымойте руки как малышу, так и себе.
  • Если вы планируете вместе с ребенком рисовать кистью, выбирайте толстую кисть (№ 22–24).
  • Сначала поиграйте с ней: погладьте кистью руку малыша, предложите ребенку погладить кистью руку взрослого. Обязательно сопровождайте действия речью. Попросите ребенка провести по листу бумаги сначала сухой, а затем мокрой кисточкой. Обратите его внимание на след, оставленный мокрой кисточкой. Предложите малышу обмакнуть кисть в краску, провести по бумаге и узнать, что получится в результате.
  • Занятия лепкой с маленькими детьми следует начинать с самых простых заданий: скатать шарики и колбаски, отрывать маленькие кусочки от целого куска пластилина или глины. Побуждайте малыша действовать по подражанию взрослому: мять-рвать пластилин или глину на части, а потом соединять в целый кусок эти маленькие кусочки. Обратите внимание ребенка, что детали можно соединять, изменять их форму, исправлять недочеты вылепленных фигур. Поделки малыша можно поставить на полку, чтобы он мог видеть результат собственного труда.
  • При выполнении аппликации ребенка обучают приклеивать части поделки, которые взрослый приготовил заранее. При конструировании малыш учится составлять несложные постройки из 2–3 деталей по подражанию взрослому. Можно построить башенку для куколки, дорожку для мишки, машинку для зайки. Все постройки, поделки и рисунки обязательно обыгрывайте. Например, вместе с ребенком составив дорожку из кубиков, возьмите игрушку и пустите ее «погулять» по дорожке, сопровождая действия речью.
  • В процессе изобразительной деятельности малышу нужно помогать, поскольку он не сразу может начать подражать действиям взрослого. Ребенку может быть трудно провести линию или нарисовать круг, и тогда следует прийти ему на помощь: возьмите руку ребенка в свою руку и помогите совершить совместное действие — нарисовать, скатать кусочек пластилина между ладошками и т. д.

Занимаясь вместе с ребенком изобразительной деятельностью, аккуратно и мягко направляйте маленького художника, позволяйте малышу проявлять самостоятельность и творчество. Именно свободная творческая деятельность расширяет кругозор ребенка и его словарный запас, способствует активному познанию окружающего мира и себя самого, формирует мировоззрение.

Поделиться в соцсетях