background picturebackground picture

В чем сила родительской любви

Младенцы

151

Младенцу жизненно необходимы тепло и забота близкого взрослого

Когда мы говорим о безопасности, то на ум прежде всего приходит понятие физической защищенности. Но психологическая безопасность важна не меньше: она придает человеку спокойную уверенность в себе и в окружающем мире. О том, как и когда формируется это чувство, рассказывает детский аналитический психотерапевт Ольга Новичкова.

Один в поле не воин

Для очень упрощенного примера необходимости поддерживающего окружения для младенца можно представить следующую ситуацию. Взрослый человек внезапно оказался на острове, где живет племя туземцев с очень отличающимися от привычных для этого человека навыками способа существования. Он не знает их языка, даже языка жестов; он не способен самостоятельно добывать себе пищу и кров; неизвестно, чего ждать от чужаков и как адаптироваться.

Для человека в подобной ситуации будет крайне важным расположение хотя бы одного туземца к нему, искренняя заинтересованность в его благополучии и адаптации, а не только в выживании. Этот пример не совсем корректен, поскольку у взрослого все же есть жизненный опыт и понимание своих потребностей, а у младенцев этого нет. Однако такой пример сможет отчасти передать смятение маленького человека в новом окружении и ценность не только физического выживания, но и психологической адаптации.

С самых первых дней

Ощущение психологической безопасности зарождается и развивается в период младенчества — с рождения до возраста 4–6 месяцев. При этом достаточно сложно рассуждать на тему психического состояния младенца, ведь он не может дать однозначно интерпретируемой обратной связи, подтверждающей или опровергающей предположения о нем.

Но если принять за возможную основу предположений про психику младенцев наблюдения педиатров, детских психологов и опыт лечения взрослых людей с ранними нарушениями психического развития, то вполне можно представить картину развития психики маленького ребенка. Изучению данной темы много времени и сил посвятил британский педиатр и детский психоаналитик Дональд Винникот.

В первый период жизни ребенка — до полугода — закладываются ощущения базовой безопасности, целостное ощущение себя как достойного жить и иметь право на разные блага этого мира.

Увидеть себя в отражении

С самого рождения младенец адаптируется к условиям воздушного пространства, перестройке внутренних процессов организма и новым для него тактильным ощущениям. Вначале он замкнут на себе и собственных внутренних процессах (примерно до полутора первых месяцев жизни).

Затем, воспринимая себя через отражение в любящих глазах матери, через нее увидев себя и мир, удивляет окружающих его людей своими достижениями — и сам потом удивляется миру, познавая его визуально, тактильно, через слух.

Несомненно, мать является главным человеком в жизни младенца — как минимум потому, что именно она знает его дольше других, ее ритм биения сердца и голос наиболее знакомы малышу, и в целом именно материнская психика настраивается на уровень развития ребенка.

Однако нельзя принижать роль другого заботящегося человека, например, отца. В любом случае стабильно присутствующий и с любовью заботящийся человек, даже не являясь биологической матерью ребенка, вносит очень важный вклад в развитие психики младенца.

Великий дар

Что же дарит материнская забота и любовь? Она оказывает своеобразную поддержку психическому развитию младенца, обеспечивает формирование и интеграцию ощущения собственного «Я» ребенка, то есть присутствия себя в этом мире.

После осознания малышом присутствия себя развитие пойдет дальше — ребенок будет узнавать, каков он сам, каков этот мир. Противоположность правильному ходу развития — состояние дезинтеграции, когда так и не стало ясно: «Есть ли я, отражаюсь ли в глазах матери?» Отражение — это любящий взгляд, который формирует у маленького ребенка важное чувство того, что он существует (ведь на него смотрят, а главное — его видят!) и ему рады.

Дезинтеграция — непереносимое для младенца чувство, которое влечет образование ранних и очень стойких психологических защит.

Окружающее пространство для ребенка поддерживает мать в той степени, в какой это нужно малышу, — делая мир вокруг безопасным, откликающимся (например, когда мать приходит на зов младенца). Заботящийся взрослый относится с вниманием к разным нуждам маленького человека (например, не только обеспечивает едой и сухими пеленками, но и уделяет внимание эмоциональному состоянию — радости, возмущению, нужде в успокоении).

Пример уникальности этой поддержки можно найти в книге Дональда Винникота «Маленькие дети и их матери». В ней описана ситуация, когда доктор держал ребенка, демонстрируя (видимо, коллегам) его первые шаги и вообще навык ходьбы. При этом отмечается, что доктор был поглощен задачей и концентрировался на умении ребенка, а не на его чувствах. То есть в примере не было эмоционального соединения с маленьким человеком.

Реагирование на эмоции ребенка — зона ответственности родителей. Именно они уделяют внимание чувствам, эмоциональному состоянию, желаниям детей. Другие заботящиеся люди, делая это из профессионального долга, более сконцентрированы на задачах и навыках, имея в приоритете физическое выживание ребенка.

Необходимый контакт

Глубинное право быть в мире, очень раннее ощущение себя как имеющего право жить в мире человека, по Винникоту, формируется через раннее и уникальное переживание — контакт взрослого с ребенком, но без непосредственного действия (и это как раз то, что дают именно родители, а не другое поддерживающее окружение).

Дональд Винникот использует специальное слово «холдинг» (holding), подбирая русские синонимы к которому, можно привести такие понятия: удержание, нахождение рядом, выдерживание, способность принимать разные чувства и поведение, оставаясь рядом и не бросая.

Такой холдинг дает возможность ребенку понять, что значит «быть», «действовать» и «испытывать воздействие на себе». В дальнейшем сформированные ощущения приведут ребенка к возможности быть через собственный опыт — он уже не будет зависеть психологически от другого человека рядом. Такая способность дает возможность ребенку чувствовать себя реально существующим, имеющим право жить со всей полнотой ощущений и чувств в этом мире.

Беседовала Анна Демина

Фото: Коллекция/iStock, Unsplash

Поделиться в соцсетях