Ребенок самостоятельно выбирает друзей, но родители могут сделать так, чтобы ему было легче подружиться с другими детьми
Дружба в раннем детстве для многих — первый опыт отношений вне семьи, поэтому она вызывает сильные чувства и запоминается надолго. Многие взрослые помнят тех, с кем вместе играли в детском саду или в песочнице во дворе. То, как сложились эти первые отношения, имеет большое значение для развития ребенка. Что важно понимать про детскую дружбу взрослым и как помочь малышу научиться дружить?
Первый опыт социализации
Первые дружеские отношения помогают ребенку знакомиться с внешним миром и усваивать правила взаимодействия в обществе, но не только. Они дают возможность увидеть себя взглядом другого человека, а это значит, позволяют ребенку лучше узнать и понять себя.
В самом раннем возрасте речь не идет о полноценной дружбе во взрослом понимании этого слова. Такие детские отношения скорее можно назвать приятельством, но они все равно дают ребенку бесценный опыт социализации.
Взаимодействие с другими заставляет малыша испытывать весь спектр чувств: симпатию, радость общения, удивление, а также недовольство, разочарование, обиду, ведь в любых отношениях неизбежно возникают конфликты. Родителям в этом случае лучше предоставить детям возможность самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Не стоит заставлять их мириться; достаточно утешить своего малыша и дать ему понять, что так устроена жизнь и в ней иногда случаются расставания.
Дружеские связи, будучи близкими и даже нежными, не похожи на отношения с братьями и сестрами или на любовное чувство. Если ребенок в семье не один, это не означает, что друзья ему не нужны. Когда дружба зарождается между девочкой и мальчиком, не следует называть эти отношения словом «любовь». Такая позиция взрослых может создать неправильные представления о любви у детей и нанести вред их будущим любовным отношениям.
Как малыш выбирает друзей
В возрасте 1,5–2 лет дети объединяются по принципу схожих черт характера и темперамента. Активный и подвижный ребенок скорее обратится к похожему на себя, такому же «живчику», нежели к более спокойному или медлительному сверстнику.
В большом коллективе, например, в группе детского сада, может случиться так, что ребенок будет постоянно менять друзей. Это нормальное явление: малыш таким образом экспериментирует, пробуя разные модели поведения и выстраивания отношений.
Хорошо, если ребенок имеет возможность налаживать дружеские связи по своему собственному сценарию, в соответствии со своим характером и потребностями.
Родители могут помочь ребенку, уважая его попытки обрести самостоятельность. При этом важно не быть равнодушным, но и не стоит стараться любым способом узнать, что происходит, если ребенок не хочет рассказывать.
Не нужно вмешиваться в процесс выбора друзей, но стоит понаблюдать за качеством дружеских отношений: ребенок в них не должен быть ни тираном, ни подданным, ни жертвой. Если родители замечают что-то подобное, не следует резко прерывать или запрещать такую «дружбу». Лучше попытаться объяснить ребенку, в чем проблема, чтобы он смог двигаться дальше.
В дружбе неизбежны огорчения и обиды
Ссоры, неудачи и расставания неизбежны в любых отношениях независимо от возраста. Ребенка нужно утешить, объяснить, что происходит, но не стоит пытаться любыми средствами оградить его от печальных переживаний: они учат ребенка отличать настоящую дружбу от ложной и находить границы своего и чужого личного пространства.
В детской дружбе бывают и обиды, и ревность. Показать ребенку эти примеры и взглянуть на них со стороны можно при помощи литературных историй. Книга «Чик и Брики. Новый друг» известного художника-иллюстратора Акселя Шеффлера как раз об этом. У зайчика Чика появился новый приятель, и тогда его подруге мышке Брики показалось, что про нее совсем забыли. «И вдруг такое случилось!» Чик и Брики ссорятся и мирятся, играют и попадают в разные истории и в конце концов понимают, как важно оставаться верными друзьями.
Если у ребенка пока нет друзей
Важно подготовить детей к тому, чтобы они могли подружиться, умели завязывать отношения, не боясь быть брошенными. Необходимо дать им возможность найти свой способ дружить (много приятелей, мало друзей, один друг и нет приятелей и так далее).
Создать возможности для знакомства
Способность контактировать со сверстниками развивается в коллективе. Если ребенок не ходит в детский сад, чаще гуляйте на детской площадке, приглашайте других детей к себе домой, ходите в гости. У общительных взрослых, как правило, вырастают коммуникабельные дети. Если мама и папа открыты миру и легко вступают в контакт с окружающими, то и у ребенка, скорее всего, возникнет желание пообщаться с другими детьми.
Научить думать о других
Объясните ребенку, что при чихании, например, нужно закрывать рот и нос рукой, чтобы другие дети не заразились. Специалисты уверены, что ребенок, знакомый с правилами поведения в обществе и обладающий определенными социальными навыками, легче идет на контакт и заводит друзей.
Наглядный, хотя и сказочный, пример дружбы и взаимопомощи описал в книге «Я изобрел во сне пирог!» испанский детский писатель и учитель Рамон Бесора. Голодному кролику приснился пирог, но приготовить его в одиночку он бы не смог. Все лесные жители решают помочь кролику и каждый из них приносит один из необходимых ингредиентов: «У пчел душистый мед готов. Его добыли из цветов. А жаба удивила всех: она нашла в лесу орех!» Так ребенок может убедиться в том, что друзья всегда помогают друг другу и выручают в сложных ситуациях.
Обеспечить ощущение безопасности
В том, чтобы пойти навстречу другому, есть определенный риск. Поэтому ребенок должен быть уверен, что он сможет обратиться к близкому взрослому, если столкнется с проблемой. Застенчивому малышу родители могут помочь сделать первый шаг в знакомстве, и только когда контакт будет установлен, отойти в сторону.
Нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в любом возрасте были друзья, и всячески поощрять общение с другими детьми. Если, несмотря на все попытки, ребенку так и не удается выстроить общение со сверстниками, психолог поможет понять, что не так.
Дружба — это чудо
Дружбе посвящено много историй, ведь это один из универсальных сюжетов. Если родители хотят начать разговор о дружбе с ребенком, когда он еще совсем маленький, им помогут в этом книги.
Немецкая писательница Даниэла Кункель придумала для малышей историю, в которой дружба — это забавное зеленое существо по имени Маленький Мы. Когда оно появляется, лучшие друзья Эмма и Бен понимают друг друга без слов. «Вместе с Маленьким Мы друзьям все по плечу! С ним ребята могут победить страшных чудищ». Но стоит им поссориться, как «печальный Маленький Мы теряет силы, съеживается, становится крошечным… пока не исчезает совсем». Для того чтобы вернуть дружбу, дети должны научиться заботиться друг о друге и относиться к дружбе как к настоящему чуду.
Фото: Коллекция/iStock
Коллажи: Николай Скирда