Может ли одинокий мужчина стать приемным отцом?
Когда Иван Желтов решил усыновить ребенка, он столкнулся с удивлением окружающих и сам не переставал удивляться вопросам, которые ему задавали, и высказываниям в свой адрес. Историю о том, как одинокому тридцатилетнему мужчине удалось взять в семью приемного сына, рассказали в благотворительном фонде «Измени одну жизнь».
Личная история
Иван осиротел в 11 лет: родители погибли в ДТП, и его с младшим братом вырастила и воспитала бабушка. Лет в 25 Ивану захотелось самому создать семью, но после двух неудачных попыток женитьбы он задумался о том, чтобы взять приемного ребенка.
Обратился в наш городской центр семейного устройства. Там мое желание восприняли с удивлением, выразили сомнение, что одинокий мужчина моего возраста, а мне шел тридцать первый год, может воспитывать приемного ребенка.
Но поскольку по закону никаких ограничений нет, Ивану рассказали, какие документы нужно будет собрать, и направили в Школу приемных родителей (ШПР).
«Как так?»
В школе тоже все были удивлены и даже обеспокоены желанием молодого мужчины. Иван прошел множество тестов и собеседований с психологами. В основном тесты были направлены на выявление сексуальных проблем и проверку склонности к насилию. Будущий приемный папа успешно все прошел и был допущен к учебе.
В группе было восемнадцать семей: бездетные пары, дяди или тети ребятишек, у которых родители умерли или не могут их воспитывать по разным причинам, одинокие мамы, бабушки, оформляющие опеку над внуками, и я, Иван Желтов, одинокий мужчина, который внешне выглядит моложе своих лет.
От некоторых сокурсников по ШПР я слышал в свой адрес упреки и нелепые обвинения. Меня подозревали в нездоровых интересах, в извращениях, советовали найти женщину и родить своих.
Увы, нашему обществу слишком непривычно, что мужчина тоже может стать приемным папой и сам воспитывать детей. Слишком долго все было иначе…
Преподаватели ШПР и сотрудники опеки были более лояльны, в основном их волновало, что будет с приемным ребенком, если Иван захочет жениться и родятся кровные дети.
Почему мальчик?
Иван получил свидетельство об окончании ШПР и заключение на приемного ребенка, мальчика от 6 до 12 лет I или II группы здоровья. Изначально у него не было никаких критериев отбора. Их поставили в опеке, исходя из семейного положения и рабочего графика будущего папы.
Я работаю в аэропорту посменно, живу в собственном доме с бабушкой, к нам часто приезжает в гости мой младший брат. Кстати, бабушка и брат отнеслись к моему решению взять ребенка как к личному выбору взрослого человека, никакого негатива с их стороны не было.
Иван долго собирал все нужные документы, проходил еще несколько тестов и собеседований. В опеке перед подбором ребенка сотрудница спросила, почему он пришел именно за мальчиком.
Иван ответил, что он сам был мальчиком и хорошо представляет, что нужно парню, чтобы стать мужчиной, что он испытывает, когда становится подростком. А вот что говорить взрослеющей девочке, он не очень хорошо себе представлял. Эти аргументы оказались убедительными.
История Влада
От одиннадцатилетнего Влада отказалась его приемная семья. Судьба у мальчишки была нелегкая. Какую-то часть своего детства он со своими родителями и старшим братом провел в скитаниях по съемным квартирам. Когда маму лишили родительских прав, детей взяла на воспитание родная тетя, оформив опеку. Мальчикам было 6 и 11 лет.
Через несколько лет тетя родила своего ребенка, ей стало не хватать времени на всех. Старший к тому времени был уже достаточно взрослым, сейчас ему 16 лет и он вполне самостоятельный и социализированный парень.
А младший оказался заброшен и недосмотрен. К тому же, как выяснил Иван уже позже, порядки в той семье были, мягко говоря, негуманные. Например, телесные наказания считались нормой. Мальчика били за малейшую провинность, причем не только ремнем, но и проводами, и всем, что попадалось под руку. Парнишка начал убегать из дома. После его спонтанного первого побега сотрудники опеки поговорили с тетей, и на какое-то время все наладилось.
Второй уход из дома Влад уже спланировал: он собрал свои вещи и ушел пешком из поселка, где они жили, в сторону города. Была середина октября, мальчика нашли и поместили в социально-реабилитационный центр. Это произошло как раз тогда, когда Иван оформлял документы.
Первая встреча
Знакомство состоялось в том же реабилитационном центре, беглеца еще не определили в детдом. Это было волнительно для обоих. Ивана поразили вопросы, которые стал задавать Влад. Мальчик сразу понял, для чего приехал Иван, и спросил, уверен ли тот в своем желании его взять?
Влад сказал, что он псих и плохо учится, что с ним может быть трудно. Спросил, смотрел ли я уже других детей. Ребенок еще не был в детдоме, не знает ничего о системе, но уже знает, что рассказать и что спросить!
Мальчик спросил, будет ли у него своя комната, нужно ли ему спрашивать разрешение, чтобы выйти в туалет или поесть, расспрашивал, какие в семье правила.
Новые правила
16 ноября 2021 года Влад приехал домой. Иван много всего прочитал, просмотрел немало видеороликов об адаптации, о возникающих трудностях и готовился к чему-то подобному. Но, по словам Ивана, у них не было никакой адаптации.
Влад очень спокойный и понятливый парень, с ним все можно обсудить и обо всем договориться. Примерно через неделю после его приезда Иван попросил его написать на листочке, что изменилось по сравнению с его прежней жизнью. Он написал, что у него есть своя комната, кровать, стол, свой шкаф, куда он может класть вещи, как считает нужным, есть свои игрушки, телефон и ноутбук.
Не нужно спрашивать разрешения, чтобы поесть, его ни за что не бьют, а в комнату стучатся, прежде чем войти. Все члены семьи сразу рассказали ему, что у них не принято входить к другому без стука, и объяснили почему. Не нужно также спрашивать разрешения за столом, чтобы начать есть, и перекусить, когда захочется, не возбраняется.
Волшебники есть!
Новый год встречали в семейном кругу. Влад был очень удивлен, что на столе нет никакого алкоголя, кроме бутылки вина для женщин. Это ему понравилось, так как он отрицательно относится к спиртному, помнит пьяные застолья и все неприятности, которые приносит алкоголь.
Перед праздниками в семье был разговор о подарках. Старший брат как-то сказал ему, что Деда Мороза нет, это взрослые кладут подарки под елку, поэтому Влад тоже больше не верит в Деда Мороза.
Я возразил, что если волшебника никто не видел, то это не значит, что его не существует. И через некоторое время случайно нашел в морозилке письмо от Влада Деду Морозу.
Его пожелания во многом совпали с теми подарками, которые ему подарили: телефон, гаджеты для ноутбука, игрушки, дартс в комнату.
Другая жизнь
Влад пошел в новую школу рядом с домом. Первое время он очень скучал по своим поселковым друзьям, сейчас уже перезнакомился с одноклассниками, за ним заходят новые приятели, зовут на прогулку. Сначала он спрашивал, можно ли ему пойти погулять. Иван сказал, что разрешения спрашивать не обязательно, можно идти гулять, когда захочешь, нужно только предупредить взрослых и обговорить время возвращения.
Постепенно он привыкает к новым правилам, к большей свободе и самостоятельности. Иногда приходится учить его каким-то простейшим бытовым вещам, о которых он не получил представления в предыдущей семье.
Воспоминание о прошлом
Однажды Влад пришел из школы расстроенный и спросил папу, справляется ли он с ним, уверен ли, что хочет оставить его, и не собирается ли сдать его обратно? Это произошло из-за двойки в школе. В целом мальчик учится на четверки и пятерки, есть некоторые проблемы только с математикой, а тут бах! — и двойка. Он так расстроился, что отказался обедать.
На мое удивление ответил, что сам себя наказал за плохую оценку и сейчас вместо обеда будет учить урок. Я понял, что его так наказывали раньше.
Отец и сын долго беседовали, Иван сказал, что двойка не повод для отказа от еды, а уж лишать еды в наказание нельзя никого.
Папа Иван
Завтраки, обеды и ужины теперь у Влада проходят в семейном кругу, за столом собирается вся семья, часто в гости приезжает брат Ивана. Влад быстро стал звать бабушку бабушкой, брата зовет дядей Колей. А с Иваном пока не определился. Он для него то папа, то старший брат: в зависимости от ситуации. Недавно мальчика сильно поцарапал кот во время игры, Влад прибежал с криком: «Папа, я поцарапался!» А за столом, например, может обращаться к отцу по имени.
Иван не торопит его, не заставляет называть его папой, считая, что со временем он сам выстроит границы и определит свою позицию по отношению к нему.
Перемены
Адаптации в том виде, в каком ее ждал Иван, не случилось, но тем не менее жизнь изменилась значительно. Прибавилось хлопот по дому, пришлось по-другому распределять время, так как ребенку нужно много внимания: поиграть, поговорить, помочь сделать уроки и т. д.
После смены Ивану необходимо пару часов побыть одному, чтобы отдохнуть и восстановиться. У них в семье обговорено, что есть личное время, которое члены семьи могут провести так, как захочется, и оно есть у каждого.
Также и Влад может прийти после школы и какое-то время отдохнуть так, как считает нужным, поиграть в компьютер, поболтать с друзьями или просто полежать.
Мнение специалистов — это важно
Вот что Иван может посоветовать тем, кто хотел бы стать приемными родителями: «Сейчас я могу сказать, что будущим приемным родителям, особенно без собственного опыта, важно прислушиваться к мнению специалистов по подбору ребенка. Я сам поначалу хотел взять в семью другого мальчика, по собственной инициативе ездил с ним знакомиться. Но сотрудники детдома и опеки были категорически против, чтобы я его взял. И позже я понял почему. Они сразу увидели, что я не справлюсь и ребенок тоже не готов к семье. В нашей группе из восемнадцати семей шесть не получили разрешения на приемных детей. По разным причинам, но в частности и из-за того, что у них не было четкого понимания, какого ребенка они хотят принять и хотят ли вообще. Таким кандидатам трудно подобрать ребенка, повышается и риск возврата. Поэтому важно не только адекватно рассчитывать свои силы, но и иметь четкую цель. Я ее имел, от нее не отступал, и у меня получилось достичь результата.
А самое главное, если вы решили стать приемным родителем, то не нужно слушать ничьих советов и мнений, кроме специалистов.
Я столкнулся с огромным количеством сомнений, отговорок и неверия от окружающих, пришлось выдержать прессинг общества, не готового принимать одинокого мужчину в роли отца приемного ребенка. Но собственная уверенность и рекомендации специалистов помогли мне стать приемным папой Влада».