background picturebackground picture

Учимся воображать

Дошкольники

137

Зачем нужно развивать воображение

Бытует мнение, что умение что-то представлять в уме требуется только людям творческих профессий: художникам, дизайнерам, модельерам. Но специалисты считают, что воображение нужно всем, причем для решения обычных, не креативных, задач повседневной жизни. Об этом рассказала педагог-психолог высшей квалификационной категории Алёна Севостьянова.

Чем младше, тем лучше

Большинство родителей заботятся о развитии памяти, внимания, интеллекта своего ребенка, но немногие думают об умении фантазировать, полагая, что воображение и так есть у всех и работает оно само по себе. По мнению психологов, воображение действительно свойственно всем разумным существам, так как оно представляет собой такой же психический процесс, как мышление и память, но степень его развития у каждого своя.

«Воображение важнее, чем знания, знания ограничены, а воображение охватывает целый мир, стимулирует прогресс, порождает эволюцию».

                                                                                                                                                                                                                                                                                           Альберт Эйнштейн

Если ребенок теряется в ситуации, когда необходимо мыслить нестандартно, не может найти выход из ситуации, любит действовать по инструкции, не проявляет инициативу, четко отвечает на поставленные вопросы, его воображение развито скудно.

Дети с богатым воображением легко и подробно пересказывают сказки, стихи, ситуации из жизни, которые с ними произошли, активно общаются со сверстниками, задают много вопросов и хорошо отвечают на вопросы, обращенные к ним, в играх предлагают новые правила и новых персонажей, часто придумывают другое название или концовку известным сказкам.

У детей воображение работает активнее, чем у взрослых. Умение фантазировать и создавать новые образы снижается с возрастом. Это объясняется тем, что для взрослых мир знаком, а ребенок только начинает в нем осваиваться. Воображение необходимо ему для наблюдения, создания и осмысления всего, что он видит в окружающем мире.

Считается, что без воображения нет соображения. Пусть это и пословица, но в ней заложено значение функции воображения: оно необходимо не только для творчества, но и для понимания абстракций, развития логики, памяти, внимания, фантазии, проектирования и поиска решений.

Польза фантазий

Воображение стимулирует процесс мышления, помогает выйти за пределы реальности и спрогнозировать будущее, вызывает яркие эмоции. Причем чувства, в отличие от задуманных образов, которые могут и не воплотиться, человек испытывает по-настоящему.

Развивая воображение, можно освоить очень важные навыки.

  • Планирование. При создании чего-то нового нужно заранее представить себе последовательность действий для воплощения задуманного.
  • Поиск решения задачи. После анализа данных и существующих условий следует спрогнозировать возможные выходы из сложившейся ситуации.

Дети, у которых плохо развито воображение, в школе сталкиваются с проблемами написания сочинений и выполнения проектов.

Как развить воображение

Известны несколько эффективных способов развития воображения.

  1. Визуализация. Для того чтобы визуализировать какой-либо объект, нужно мысленно воспроизвести его в деталях. Например, попросите ребенка закрыть глаза, представить предмет, какой он хочет, и подробно его описать.
  2. Ассоциация. Задача заключается в том, чтобы к заданному образу подобрать другие, тесно с ним связанные. Ребенка помладше можно попросить подобрать ассоциации к предметам. Например, тарелка — ложка — суп. Старшие дошкольники могут подбирать ассоциации к понятиям. Например, каникулы — лето — дача. Чем больше образов подбирается, тем лучше.
  3. Творчество. Предлагайте ребенку заниматься тем, что ему особенно нравится. Подойдут рисование, лепка, аппликация, бисероплетение и т. п. Любое хобби очень хорошо развивает и стимулирует воображение.
  4. Игра. Это наиболее простой и совершенно естественный для ребенка способ развития фантазии.

Главное условие любых развивающих занятий — совместное участие в них ребенка и родителей. При этом взрослый не должен выступать в этот момент в роли проверяющего или дающего задания контролера. С ребенком нужно играть, а не давать задания.

Любую игру можно и нужно неоднократно повторять и не останавливаться на достигнутых результатах. Сегодня ребенок подобрал пять ассоциаций — пусть завтра найдет шесть и т. д.

Полезные игры

Занятия и игры для развития воображения хороши тем, что в них не бывает правильных ответов, то есть нет возможности ошибиться. Это очень нравится детям.

«Каракули»

Художник был ленивый и не дорисовал свою картину. Давай подумаем, что он хотел изобразить.

Такая игра развивает умение по части видеть целое.

«Еще лучше»

Мы с тобой стали суперучеными и можем усовершенствовать любой предмет. Нам нужно добавить к нему новые функции и способности.

«Инопланетяне»

Давай представим, что мы прилетели с другой планеты и о Земле мы совсем ничего не знаем. Берем любой предмет и придумываем, как его использовать.

«Пишем сказку»

Попросите ребенка сочинить сказку. Для этого лучше использовать определенный алгоритм: чтобы придуманная история была не просто набором фантазий, а превратилась в стройное повествование. Большинство детей испытывают трудности с придумыванием финала, поэтому такой алгоритм поможет им справиться с задачей.

И еще два приема.

Первый: во время прогулок предлагайте ребенку придумывать истории про то, что он видит. Например, белка, шишка и дерево. Нужно сочинить историю с этими тремя объектами.

Второй: посмотрите вместе с ребенком мультфильм без звука, а потом попросите озвучить увиденное. Чем смешнее и забавнее будет придуманный диалог, тем лучше.

Поделиться в соцсетях