background picturebackground picture

Учим ребенка делиться

Родители

Раннее детство

Дошкольники

10

Игры для развития щедрости без ущерба для себя

Нередко на детских игровых площадках можно увидеть, как дети не могут поделить игрушки, и услышать слова взрослых: «Ты что, жадина?» Дарья Красило, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ, помогает разобраться в таких ситуациях и дает рекомендации родителям, как научить ребенка делиться не в ущерб себе.

Учимся на примере

Игры на детских площадках — это просто кладезь для практикующего психолога. Здесь, в живом спонтанном поле взаимодействия малознакомых между собой детей и их родителей, можно увидеть разворачивающиеся конфликты и их разрешение, установление новых социальных связей, а также проявления самых разных аффектов: ревности, злости, обиды, радости, зачатков эмпатии и сопереживания…

Вот одна девочка 2,5 лет посадила свою куклу в грузовик и стала возить по площадке. Вдруг из песочницы выскакивает мальчик постарше, лет 4 (он строил крепость), и возмущенно кричит: «Эй, поставь на место! Это мой грузовик!» Женщина (по всей вероятности, мама мальчика), сидящая неподалеку на скамейке и что-то увлеченно рассматривающая в смартфоне, на секунду отвлекается и усталым голосом комментирует: «Коля, ты что, жадина? Пусть девочка поиграет. Ты же все равно в песке сидишь». «А я буду на нем песок возить», — отвечает Коля и решительно выходит из песочницы.

А девочка уже сама протягивает Коле веревку от машинки. Она смотрит немного растерянно на Колю, берет свою куклу и кладет ее на качели. Мама девочки говорит: «Что, Машенька, машина уехала на стройку песок возить, а твоя куколка решила после автомобильной прогулки немного отдохнуть на качелях?» Маша улыбается маме и качает куклу.

Через некоторое время Маша находит желуди, приносит и кладет их на край песочницы. Машина мама негромко говорит: «Молодец, Машуля, мальчику помогла — стройматериалы принесла!» Коля как будто не замечает. И только после того, как Маша с мамой уходят с площадки, Коля берет несколько желудей и украшает свой замок.

Разбираем ситуацию на детской площадке

Почему Коля так ревностно отнесся к тому, что маленькая девочка взяла его грузовичок? Почему Маша не заплакала и даже, напротив, принесла Коле желуди? Почему он их взял, только когда Маша ушла?

Ответы на эти вопросы кроются во взаимоотношениях детей со своими мамами и в силе «Эго» («Я») и доминирующих базовых потребностях каждого ребенка. У Коли налицо высокая тревожность, проявляющаяся в контроле своих вещей и агрессии по отношению к детям, посягающим на его игрушки. У Маши тревоги значительно меньше и, несмотря на ранний возраст, уже развита эмпатия: она почувствовала, что Коле не хватает внимания, и постаралась укрепить его «Эго» желудями.

Дети вообще очень восприимчивы к подтекстам и тому, что лежит за видимым поведением, в данном случае обозначенным мамой Коли фразой «Ты что, жадина?».

Тревоги Маши очень хорошо перерабатывает мама в речевой форме, вплетая действия девочки в игру. Можно было бы, конечно, сказать так: «Какой нехороший мальчик, пожадничал, обидел Машу, не дал Маше поиграть! Мы с ним играть больше не будем». Или: «Маша, зачем ты без спроса взяла игрушку? Это игрушка мальчика, и он имеет право ее никому не давать». И первая, и вторая интерпретации ситуации обращены к когнитивно-рациональному и моральному уровню, который еще у ребенка не развит, и поэтому первая фраза закрепляет в чувствах ребенка состояние обиды и расщепление мира на «хорошие» и «плохие» объекты, разрушая социальную направленность игры девочки. Ведь ее действие, когда она посадила куклу, означало в том числе и приглашение к игре мальчика.

Но Коля, в силу неустойчивости «Эго» и преобладания, по всей вероятности, дефицитарной потребности в безопасности и неудовлетворенной потребности в безусловной любви и принятии, проявляет недоверие и защитную агрессию по отношению к действию девочки. Он воспринимает ее действие как вторжение в его личное пространство, как посягательство на часть «Эго».

По всей вероятности, мама мальчика не способна в полной мере обеспечить ему безопасное пространство для развития, не способна «контейнировать» его тревоги и символизировать социальный опыт в игровой форме. Мама Коли обращается к еще незрелому морально-нравственному уровню ребенка и невольно закрепляет негативное отношение к себе («Ты что, жадина?»), активируя сомнение в своей «хорошести». И Коля защищается естественным образом: «закрывается в скорлупу», изолируется от взаимодействия, но не от игры.

Внутренний конфликт Коли заключается в том, что он, защищая незрелое «Эго», не может легко отдавать, но он также не может и брать! Он берет только украдкой, когда никто не видит. Эта поведенческая стратегия соответствует линии развития негативной идентичности, или плохой Я-концепции, свидетельствующей о негативном переживании себя, глубоких базовых внутренних конфликтах и слабости «Эго». Кстати, в этом часто заключаются причины детского воровства и клептомании (взять украдкой, дополнить, наполнить себя, чтобы никто не увидел).

Этот пример раскрывает сущность самой способности делиться чем-то с другим — это умение давать и принимать от другого, при этом разделяя радость от этого вместе с партнером. Умение делиться, а тем более такое важное качество, как щедрость, не сводится к неким навыкам или компетенциям.

Щедрость могут проявлять только люди:

  • у которых развито стойкое позитивное самоотношение и альтруизм одновременно;
  • умеющие достаточно легко отдавать (и с благодарностью принимать от других);
  • любящие делать подарки, разделяя радость с другим;
  • чье «Эго» устойчиво к нападкам, конфликтам, неблагодарности, поскольку у них отсутствуют дефицитарные потребности в защите и безопасности, а преобладают другие: потребность быть полезным обществу, развивать свои социальные контакты и одновременно развиваться как личность и индивидуальность через эти контакты, обогащаться и трансформироваться.

Этому нельзя научить, если не удовлетворены базовые потребности ребенка в безопасности, любви, принятии, уважении.

Отчасти можно скорректировать отношение к себе и другим, преодолеть излишний эгоцентризм (привязанность только к собственному видению ситуации) в коррекционно-развивающих играх, специально организованных психологом. Но без существенных изменений в детско-родительских отношениях, а также глубокой психотерапевтической работы с самими родителями, с их личностью, экзистенциальными ценностями и смыслами «привить» когнитивно-поведенческими техниками ни умение делиться, ни щедрость не получится.

Рекомендации родителям

Что можно посоветовать родителям, если они действительно заинтересованы в развитии щедрости и умения делиться у своего ребенка?

Начните с себя

Какие у вас потребности? Насколько вы сами умеете делиться чем-то, отдавать свою любовь, эмоции? Сколько времени вы проводите с ребенком? Это ведь тоже дар. Вы делитесь с ним своим временем? Или даже во время совместных прогулок и приемов пищи постоянно заняты чем-то: работой, бытовыми делами, погружены в соцсети? Можете ли вы поделиться с ребенком, например, своей едой? Или этого никогда не делали?

Никакой взаимовыгоды

Нельзя сформировать умение делиться на взаимовыгодной основе: ты — мне, я — тебе. Это будет равноценный обмен, но не умение делиться. Последнее подразумевает отдать часть себя, но так, чтобы в итоге не было ощущения дефицита, потери чего-то важного. Наоборот, должно быть ощущение радости от того, что другой приобрел благодаря вам что-то. При этом и вы тоже приобретаете: новые смыслы, радость за другого, ощущаете себя более устойчиво и уверенно.

Не заставляйте и не требуйте

Если вы искренне любите своего ребенка, цените в нем личность, его потребности, то дети, как правило, легко отдают свои вещи на время поиграть другим. Если вы заметили сильное беспокойство у ребенка, нужно успокоить его, что мальчик (девочка) скоро вернет игрушку, что он (она) не заберет ее навсегда.

Но если ребенок не хочет отдавать любимую игрушку, с которой постоянно везде ходит, засыпает, это нормально. Это «переходный объект», который символически связывает ребенка с матерью. Такие предметы/игрушки лучше не предъявлять на всеобщее обозрение или не включать (пока ребенок сам этого не захочет) в совместные детские игры. Отдать другому «переходный объект» эмоционально для ребенка очень сложно, и сделать это он может по отношению только к тем людям, которые вызывают у него искреннее доверие. Заставлять и требовать поделиться «переходным объектом» психологически неправильно.

Превращайте конфликтные ситуации в игру

Объясняйте ситуацию на понятном ребенку языке — языке игры, метафор и сказок. В этом контексте полезно с самого раннего возраста читать сказки о щедрости. Многие русские сказки основаны на этой ценности. Мышка, Морозко, Баба-яга, Печка, Яблонька и другие персонажи сказок помогают только тем героям, кто был с ними щедр, смог поделиться своей едой, своим временем, своими любимыми предметами.

Сюжетно-ролевые игры

В плане поддерживающих и закрепляющих щедрость и умение делиться средств будут выступать сюжетно-ролевые игры, в которых дети должны распределять вещи/ресурсы в соответствии с правилами игры, уметь вовремя помочь — отдать свою силу, энергию для успеха в общем деле (победить злого волшебника, например). Также полезны настольные и виртуальные игры, где нужно уметь отдавать часть своих сбережений, энергии, ресурсов, чтобы вместе достичь цели.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях