background picturebackground picture

15 эффективных упражнений для домашних занятий от педагога

Раннее детство

Дошкольники

348

Учим дошкольника ориентироваться в пространстве

Умение ориентироваться в пространстве — один из самых важных навыков для малышей. Особенно эти знания пригодятся ребятам, которые идут в первый класс: им будет гораздо проще выполнять задания учителя. Например, начать с левой или правой страницы, с верхнего или нижнего угла, отступить пять клеток или две строчки и т. д. Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ВГПУ Алена Коломеец рассказала о том, как родители дома могут помочь дошкольникам развить эти полезные навыки, и привела примеры нескольких эффективных упражнений.

Одна из основных целей математической подготовки дошкольника — это не столько накопление необходимых знаний по предмету, сколько развитие логики, формирование необходимых умений для дальнейшего обучения. Родителям стоит уделять большое внимание формированию именно пространственного мышления, эти знания необходимы каждому человеку в его повседневной жизни.

Расскажем подробнее о тех навыках, которые должны быть у малышей разных возрастов, и приведем примеры упражнений.

3–4 года

Ребенок в 3–4 года должен уметь различать части своего тела и лица, а также определять левую и правую руку. Также малыш уже сможет определить направление, ориентируясь на себя. То есть рассказать, что находится слева от него, а что справа.

Одно из самых простых упражнений для таких малышей — «Посади бабочку». Попросите ребенка представить, что вокруг него летает бабочка и она садится только на правую или только на левую руку. Бабочку можно нарисовать и вырезать из бумаги, а ребенок должен вытянуть вперед нужную руку и «посадить» бабочку.

Важно также всегда обращать внимание ребенка на то, какой рукой он держит предмет (ложку, игрушку, карандаш).

Обучать ребенка ориентироваться в пространстве можно и во время игры с конструктором, лепки или аппликации.

Например, собрав машинку из конструктора, попросите малыша сдвинуть ее вправо (к правой руке) и влево (к левой руке).

В этом возрасте дети учатся также использовать в речи пространственные предлоги «в», «на», «за», «у», «под» и следовать словесным инструкциям.

Для следующих занятий вам понадобятся карточки с картинками, их можно вырезать самим или приобрести в магазине. 

Попросите ребенка разложить квадраты, начиная от красной линии, слева направо. Брать карточки нужно правой рукой.

Еще одно задание — на листе снизу нужно выложить цветочки, а над ними — бабочек.

4–5 лет

В этом возрасте у ребенка:

  • формируется умение двигаться в указанном направлении;
  • формируется умение определять положение предметов в комнате по отношению к себе;
  • уточняется понимание смысла слов «внутри», «снаружи», «спереди», «сзади», «между»;
  • появляется правильное понимание употребления в речи предлогов с пространственным значением «в», «под», «над», «около»;
  • формируется умение создавать конструкции по определенным условиям.

Для начала попросите дошкольника построить из имеющихся геометрических фигур (это может быть конструктор, вырезанные из бумаги фигуры) самосвал, так чтобы он ехал влево (то есть к левой руке) или вправо (к правой руке).

Очень важно также предлагать задания, которые предполагают умение обосновать свой ответ.

Возьмите чистый лист бумаги и попросите ребенка отметить верхний левый угол. А теперь переверните лист и спросите снова: «А теперь где верхний левый угол?» Попросите малыша объяснить свой ответ.

Следующее упражнение поможет ребенку научиться понимать, где находятся верх и низ листа.

Спросите: «Что находится в верхней части листа?», «А что в нижней?», «Где находится бабочка?» Попросите ребенка передвигать ее так, чтобы она летела вверх и вниз.

Второй вариант — с самолетом — будет интереснее мальчикам.

6–7 лет

В этом возрасте происходит формирование следующих навыков.

  • Дети уточняют ориентировки относительно самого себя и осваивают ориентировки относительно другого человека. То есть учатся мысленно представлять себя на месте другого человека.
  • Дети учатся определять место по заданному условию: «Встань так, чтобы сзади тебя было окно, а слева дверь».
  • У ребенка формируются навыки работы на листе в клетку.
  • У ребенка развиваются графические умения: он учится работать карандашом, ручкой, с линейкой, шаблонами, трафаретами и т. д.
  • Ребенок учится выражать в речи положение предмета относительно другого.

Прежде чем приступать к упражнениям, познакомьте ребенка с белым листом. Спросите: «Какой он формы и цвета?», «Что есть у прямоугольника?» (стороны, углы), «Где у листа правая сторона, а где левая?», «Где у листа верх, низ, правый верхний угол, правый нижний угол, центр?» и т. д.

Проверить, хорошо ли ребенок усвоил эти первоначальные знания, можно с помощью такого упражнения.

Попросите на листе бумаги разложить картинки (предварительно их нужно распечатать) в том же порядке, что и в задании: кубики в левом верхнем углу, пирамидку в правом верхнем углу и т. д.

В следующем задании предложите ребенку сложить сюжетную картинку по словесному описанию.

Заранее нужно подготовить лист бумаги и вырезать картинки.

Например: «На небе два облачка. Сияет солнышко. Пес Шарик спит у конуры. У лавочки растет дерево. Малыши забыли на площадке мячик и машинку». А потом можно попросить малыша придумать продолжение рассказа.

Это упражнение поможет обогатить словарный запас ребенка, развитию речи и восприятию на слух.

Отлично развивает память и пространственное мышление игра с карточками-перевертышами.

Попросите ребенка посмотреть на картинку слева и описать, что где находится, а затем на картинку справа и рассказать, что изменилось.

При этом старайтесь выбрать такие картинки, которые не изменятся при переворачивании вверх ногами.

Еще одно упражнение — на внимательность. Попросите ребенка найти справа такой же узор, как на картинке слева. Дошкольник должен обосновать свой ответ: рассказать, какая фигура находится слева, какая в центре, справа, какого они цвета и т. д.

Также можно попросить составить узор по образцу или по описанию.

Следующая группа упражнений направлена на развитие навыков ориентирования в тетради в клетку. Такие знания будут очень полезны ребенку при поступлении в первый класс.

Для начала предложите дошкольнику потренироваться на крупной клетке. Для этого можно разлиновать лист бумаги или купить специальную тетрадь.

Попросите ребенка найти центр клетки (и выделить центр всех клеток на протяжении строки), ее углы, стороны.

Клетки, обозначенные красным, научат ребенка понятию «строчка», а черным — понятию «столбик».

Далее дайте ребенку задание самому нарисовать клетку, а затем нарисовать клетку через одну, вписать круг и треугольник в пределах одной клетки.

Как только дошкольник смог освоить эти несложные упражнения, попросите его нарисовать узор. Начать его нужно из определенного места на листе, например, отступив одну клетку справа и четыре сверху.

С опорой на клетку можно предложить ребенку и симметричное рисование.

Более сложное задание — это рисование без опоры на клетку на чистом листе.

Особое внимание стоит уделить графическому диктанту.

Для этого ребенку будут необходимы навыки ориентирования на плоскости листа и работы с клеткой.

Для начала предложите более простые задания, а уже потом переходите к сложным.

Перед выполнением диктанта обязательно проинструктируйте ребенка, что именно нужно делать: не стоит отрывать карандаш от бумаги; не нужно торопиться; если что-то не успеваешь — обязательно скажи.

Родители же должны диктовать задание четко и ясно, не подгонять и следить, чтобы ребенок успевал.

Получившееся изображение можно раскрасить, заштриховать определенным образом, вырезать и сделать аппликацию.

Для закрепления изученного вы можете предложить ребенку несколько разных заданий, в которых нужно помочь героям выбраться из лабиринта или найти определенную картинку.

Помимо привычных простого карандаша, бумаги, цветных карандашей и линеек, предложите ребенку и необычные инструменты, которые превратят обучение в интересную игру.

Это, например, специальные трафареты с геометрическими фигурами или различными тематическими изображениями.

Подобные задания развивают творчество, фантазию, глазомер, усидчивость, речь, тренируют слуховое восприятие. Также они помогут ребенку научиться рисовать, делать аппликации, модели из конструктора и, конечно, подготовят дошкольника к обучению в первом классе.

Совершенно не обязательно заниматься подолгу, можно уделять таким совместным занятиям немного времени, самое главное — делать это регулярно и заинтересовывать ребенка, чтобы упражнения приносили радость.

Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.

Поделиться в соцсетях