Что делать, если сын предпочитает футболу танцы
Традиционно и теоретически занятия для детей делятся по гендерному принципу: для мальчиков и для девочек. Многие родители начинают сомневаться, отдавать ли ребенка в выбранный им кружок, когда его желание не соответствует привычным представлениям о мужских и женских интересах. О том, что в современном мире такая точка зрения как минимум устарела, рассуждает детский аналитический психотерапевт, клинический психолог Анна Бородкина.
Рано или поздно наступает момент, когда одного детского сада, школы и игр во дворе для ребенка становится недостаточно. Девочек часто приводят в художественные кружки с упором на развитие эстетического вкуса, гибкости, чувства прекрасного. Мальчикам же обычно достаются спортивные секции и интеллектуальные занятия — футбол, плавание, единоборства, шахматы. А что делать, если сын категорически не хочет заниматься спортом, а просится, например, в танцевальную студию?
Танец — это серьезно
Мы живем в мире стереотипов, где гендер остается одним из основных критериев выбора профессии и увлечений. Мы продолжаем верить в то, что у будущего мужчины должны быть серьезные занятия, развивающие в первую очередь тело и только потом дух. А танцы — это бесполезная трата времени и «девчачьи нежности». Но танцы полезны для детей любого пола, а философия танца способна развить в ребенке именно мужские качества.
- С древних времен танец — особый вид коллективной деятельности, в которую были вовлечены и мужчины, и женщины. В разных культурах существовали и до сих пор существуют виды танца, которые исполняют только мужчины. Например, в Норвегии, Чехии, Армении, Азербайджане. У некоторых народностей перед началом войны или боя мужчины исполняли особенный вид танца, пробуждающий в воинах отвагу и смелость.
- Сегодня танец — это не только нравственное и эстетическое развитие. Этот вид искусства прежде всего развивает тело — тренирует выносливость, мышечный корсет, вестибулярный аппарат, чувство ритма, координацию движений.
- Танец — один из сложных видов спорта, который учит коммуникации, воспитывает в мальчике лидерские качества. Парный танец — пример уважения и заботы о девочке. В парном танце ответственность во многом ложится на мальчика, он — ведущий, он учится принимать решения, доминировать, то есть осваивает навыки и качества настоящего мужчины.
- Танец может оставаться любительским занятием или перерасти в профессиональную деятельность. Профессиональные занятия танцами — так же, как, например, плавание или борьба — ведут к получению спортивного разряда и присвоению звания.
- Танец забирает лишнюю энергию, которой у мальчиков в процессе развития зачастую в избытке. В танцевальной секции можно с пользой потратить физическую энергию, а восстановить — психоэмоциональный баланс.
Смотреть шире
Спор о занятиях или игрушках отдельно для девочек и для мальчиков в наши дни не конструктивен: это так же нецелесообразно, как делить профессии на мужские и женские. Женщины уже на протяжении нескольких поколений занимаются наукой, спортом и политикой, а мужчины увлекаются дизайном, шьют одежду и профессионально готовят еду.
Родителям не стоит навязывать своим детям «правильные» занятия. Это редко приводит к хорошему результату, скорее, наоборот, малыш начнет нервничать и раздражаться. Кроме того, протест ребенка против, скажем, уроков каратэ вместо похода с сачком за бабочками в кружке «Юный натуралист» может вызвать психосоматические проблемы. Не имея возможности или смелости выразить свое нежелание вербально, ребенок, а точнее, детский организм попытается справиться с проблемой иным способом — например, головными болями или расстройством пищеварения.
Взрослым необходимо задуматься, почему увлечение ребенка вызывает у них отторжение, смущение, сомнение. Следует проанализировать сложившуюся ситуацию для того, чтобы своими действиями не навредить ребенку.
Как слышать потребности ребенка
Если мальчик не хочет ходить на футбол, а просится, например, в танцевальную студию, это не повод ставить крест на спорте и тем более не причина высмеивать выбор ребенка.
1. Первое, что стоит сделать родителям, — прислушаться к желаниям ребенка. Не осуждать выбор занятия, а расспросить, что его привлекло, почему захотелось начать именно с танцев. И ребенку, и семье будет полезно узнать о разновидностях танца, сходить всем вместе на выступления и вживую посмотреть, как танцуют другие ребята. Культурные походы всей семьей — не только отличное времяпрепровождение, но и возможность научиться видеть и слышать своего ребенка, а дружелюбная и безоценочная атмосфера семьи для ребенка служит поддержкой и опорой.
2. Выбрать направление, то есть конкретизировать то, что нравится. Если это танцы, помочь ребенку определиться, какой вид ему кажется наиболее интересным. Парные танцы, спортивные, занятия в ансамбле — везде учат танцевать, но по-разному. Если речь идет о художественной или музыкальной школе — рассказать о том, какие бывают техники рисования и музыкальные инструменты. А может быть сын хочет стать юным натуралистом? Это же здорово! Ребенок с детства будет учиться бережному отношению ко всему живому.
3. Найти педагога, учителя, тренера. Преподаватель — важный человек в процессе обучения. Он — наставник и друг. Выбирая педагога, прислушайтесь к мнению ребенка. В первую очередь, ребенку должно быть комфортно заниматься с этим человеком.
4. Позволить ребенку принимать решения самостоятельно. Любые занятия могут стать временным увлечением, а могут перерасти в профессиональную деятельность. Но это не означает, что, выбирая, например, танцы, мальчик вырастет немужественным. Возможно, в будущем он сам может стать тренером — заниматься со взрослыми или детьми. Доверяйте детям и следуйте за ними — только с вашей поддержкой они могут стать счастливыми.
В каждом занятии можно и нужно найти свои преимущества. Но если ребенок будет заниматься с большим увлечением тем, что ему крайне интересно, это принесет огромную пользу его развитию — и общему, и интеллектуальному, и психоэмоциональному, причем независимо от возраста и гендерной принадлежности.
Фото: Коллекция/iStock