background picturebackground picture

Лучшие режиссеры-мультипликаторы: интернациональная подборка

Цифровая среда

2166

Шедевры мировой анимации для детей и взрослых

Известный кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин в прямом эфире с основательницей фонда «Университет детства» Екатериной Рыбаковой назвал мультфильмы одним из главных инструментов духовного, душевного и эмоционального развития детей. Он вспомнил создателей старых культовых и лучших современных мультфильмов и рассказал, что обязательно стоит посмотреть.

СССР и Россия

«Что касается советских мультфильмов, во-первых, Андрей Хржановский делал совершенно потрясающие вещи. Его цикл по рисункам Пушкина — это вау», — сказал Долин, имея в виду короткометражные мультфильмы «Я к вам лечу воспоминаньем» (1977), «И с вами снова я» (1980), «Осень» (1982) и полнометражный мультипликационный фильм «Любимое мое время» (1987).

В разговоре был отмечен и новый полнометражный мультфильм «Нос, или Заговор „не таких“», снятый Хржановским в 2020 году по повести Н.В. Гоголя «Нос». Этот мультфильм скорее для взрослых, но его можно смотреть и подросткам.

Критик особо выделил работы Юрия Норштейна, назвав его гением анимации. «Лиса и заяц» (1973), «Цапля и журавль» (1974), «Ёжик в тумане» (1975), «Сказка сказок» (1979) — все эти ставшие классическими мультфильмы Юрий Норштейн создал, работая на киностудии «Союзмультфильм».

Примечательно, что «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времен по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран (опрос проводился в 2003 году).

«Лев Атаманов или Федор Хитрук — коммерческая анимация советская. Они тоже гении, и их мультфильмы — это просто что-то невероятное!»

Лев Атаманов — режиссер таких мультфильмов, как «Пёс и кот» (1938/1955), «Желтый аист» (1950), «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954), «Снежная королева» (1957), а также «Котенок по имени Гав» (1976).

А Федор Хитрук известен как создатель мультфильмов «Каникулы Бонифация» (1965), цикла про Винни-Пуха (1969–1972), «Остров» (1973), «Дарю тебе звезду» (1974), «Олимпионики» (1982), «Лев и бык» (1983).

Также критик отметил мультипликационный сериал режиссера Романа Давыдова «Маугли», снятый в 1967–1971 годах. По его мнению, советский «Маугли» гораздо лучше диснеевского: «Я большой его поклонник, там еще музыка невероятная Софьи Губайдулиной. Это шедевр».

В послевоенной советской мультипликации выделяются «Заколдованный мальчик», созданный в 1955 году режиссерами Александрой Снежко-Блоцкой и Владимиром Полковниковым, а также мультфильм Ивана Иванова-Вано «Конек-горбунок» (1947/1975).

С точки зрения критика, главный источник всех знаний и сведений про СССР и советскую ментальность — это мультфильм «Ну, погоди!»: «Ничего более великого на эту тему не изобретено. Только „Бриллиантовая рука“, но это не анимация. „Ну, погоди!“ — это многослойный, сложный и очень интересный шедевр».

Эти и другие советские мультфильмы из золотой коллекции «Союзмультфильма» появились в онлайн-кинотеатрах «Кинопоиск HD» и «Okkо». На сервисах опубликовали около 1000 мультфильмов, созданных в период с 1941 по 2003 год, часть из них можно посмотреть бесплатно.

Говоря о современной российской анимации, Антон Долин отметил авторские мультфильмы Константина Бронзита. «Мы с ним дружим, он иллюстрировал одну из моих книг. Он замечательный. Его последние два мультфильма, такая дилогия „Мы не можем жить без космоса“ и „Он не может жить без космоса“. Я просто фанат того, что он делает», — поделился кинокритик.

США

Переходя к теме зарубежной мультипликации, разговор зашел сперва об американской анимационной индустрии: «Конечно, классический „Дисней“ — это сокровищница не только какого-то мейнстрима. Та же самая „Белоснежка“ полна авангардных решений. Огромное количество авангардных решений есть в „Дамбо“. Мульфильм „Фантазия“ — непревзойденный до сих пор шедевр, в котором музыка проиллюстрирована анимацией. Или „Робин Гуд“ диснеевский — это, на мой взгляд, одно из высших достижений анимации».

Критик также отметил все творчество компании «Пиксар» — начиная с первой «Истории игрушек», и студий и авторов, не относящихся к компании «Дисней»: «Потрясающая студия анимации „Лайка“, в особенности мультфильм „Паранорман“ (2012) — это такая американская готика в виде анимации».

А «Кошмар перед рождеством» (1993), придуманный Тимом Бертоном, по его мнению, является шедевром кукольной анимации.

Великобритания

В разговоре была упомянута британская студия «Ардман». Одна из ярчайших ее работ — это серия приключенческих мультфильмов «Уоллес и Громит» (1989–2012).

Отдельно Долин выделил работы ирландца Томма Мура: «Он выпустил „Легенду о волках“ (2020), а до этого была „Песнь моря“ (2014). Это тоже совершенно изумительная анимация».

А из старой британской классики критик отметил «Желтую подводную лодку» (1968): «Это непревзойденный шедевр. Совершенно новаторски смотрится, как что-то сногсшибательное».

Япония

В японской мультипликации Антон Долин особенно высоко оценил Хаяо Миядзаки: «Его можно смотреть с детства. Недавно моему ребенку исполнилось 11 лет, мы смотрели „Ветер крепчает“. Это в общем-то взрослый мультфильм Миядзаки, но невозможно было оторвать сына от экрана, он плакал в конце. Это очень сильно действует».

Хаяо Миядзаки — создатель известных на весь мир мультфильмов «Принцесса Мононоке» (1997), «Унесенные призраками» (2001) и «Ходячий замок» (2004). Из более старых работ режиссера самые высокие рейтинги на «Кинопоиске» — у мультфильмов «Навсикая из долины ветров» (1984), «Небесный замок Лапута» (1986), «Мой сосед Тоторо» (1988) и «Ведьмина служба доставки» (1989).

В беседе в прямом эфире прозвучали имена и других талантливых режиссеров японского анимационного кино, например, Макото Синкая.

«Она и ее кот» (2000), «За облаками» (2004), «5 сантиметров в секунду» (2007), «Сад изящных слов» (2013), «Твое имя» (2016) и «Дитя погоды» (2019) — это мульфильмы Макото Синкая, отмеченные самым высоким рейтингом на «Кинопоиске».

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях