background picturebackground picture

Техника SMART для школьников

Школьники

2397

Как научить детей превращать свои желания в цели

Конец года — хорошее время для того, чтобы подвести итоги и сформулировать цели на будущее. Сделать это не так просто, особенно ребенку. Наша задача — научить ребенка прислушиваться к своим желаниям, понимать, чем желание отличается от цели и что нужно для того, чтобы превратить одно в другое. Руководитель Центра поддержки семейного образования Гузель Гурдус рассказывает, как в этом помогут техники «Карта желаний» и SMART.

Большие планы и карта желаний

При планировании важно видеть долгосрочные цели. В любом деле, занимаясь только текущими проблемами, мы можем легко упустить из виду цельную картину. Прежде чем приступить к краткосрочному планированию (например, составить учебный план на неделю), необходимо выстроить «большие» планы. В этом поможет карта желаний. Как ее создать?

Для начала предложите ребенку подумать, чего бы ему или ей хотелось достичь к концу какого-то периода, например, учебного года. Ребенок должен быть свободен в выборе целей. Они могут быть и учебными, и личными. После этого можно приступить к созданию карты желаний.

Тут понадобятся конверт, бумага, карандаши, фломастеры или ручка. Пусть в центре листа ребенок нарисует себя или напишет свое имя. Предложите ему обдумать, а затем нарисовать или записать ответы на три вопроса, которые подтолкнут ребенка к рефлексии и размышлениям, заставят его заглянуть в будущее.

  1. Что нового мне хотелось бы уметь в конце этого учебного года? Например, красиво писать, отжиматься 50 раз, выучить столицы всех стран, а может, прокачать героя в любимой компьютерной игре.
  1. Чем бы я хотел(а) обладать? Это может быть табель без троек, грамота за победу на олимпиаде, медаль на спортивных соревнованиях, новый телефон или аквариум с рыбками.
  1. Что бы я хотел(а) к этому времени сделать? Например, научиться ездить на велосипеде, провести выходные в другом городе, освоить программу 9 класса по химии, сходить с друзьями в поход.

Пусть ребенок даст на каждый вопрос не больше пяти ответов — целей не должно быть слишком много. Важно, чтобы все они были значимыми для ребенка.

Запечатайте лист в конверт и подпишите его, например: «Карта желаний Нины Черновой на 2020/21 учебный год».

Очень важна конфиденциальность: лист мы кладем в конверт, конверт запечатываем. Никто, кроме ребенка, не должен знать, что там написано. Но если ребенок захочет повесить карту желаний на видное место, то это только к лучшему — эффективность метода будет выше.

В конце учебного года настанет время вскрыть конверт — дети делают это с большим интересом. Как правило, выполнить все намеченное не удается, но хотя бы одна из целей бывает достигнута. А если можно поставить галочку около половины пунктов из списка, то это очень хороший результат.

SMART: грамотно ставим цели

Техника SMART — расширенный вариант техники «карты желаний». Ее название происходит от английской аббревиатуры, которая отражает суть метода.

В слове SMART зашифрованы пять свойств грамотно сформулированной цели: она должна быть конкретной (specific), измеримой (measurable), достижимой, привлекательной (achieveable, attractive), актуальной (relevant) и привязанной к определенному сроку (time-bound).

Попросите ребенка написать две-три самые важные цели, которые он хотел бы достичь к такому-то сроку. Тут нужно соблюдать некоторые правила, поэтому будет лучше, если вы поможете ребенку.

Объясните ему, что, работая над списком целей, нужно аккуратнее использовать слово «хочу». Речь должна идти не об абстрактных желаниях, а о конкретных целях, к которым ребенок стремится и ради которых готов приложить усилия. Например, «Хочу хорошо учиться» — эта формулировка слишком расплывчатая, и поэтому понять, что цель достигнута, будет трудно.

Проверочные вопросы

Помогите ребенку сделать свою цель как можно более конкретной и реалистичной. Для этого надо задать ему «проверочные» вопросы , которые позволят скорректировать цели.

Цель сформулирована утвердительно? Например: «Я буду учиться на четверки и пятерки» вместо «Не хочу быть троечником».

Цель находится под моим контролем? К примеру, лучше записать «Я постараюсь убедить маму купить собаку» вместо «Мама купит мне собаку».

Что конкретно должно произойти? Иными словами, как ребенок поймет, что достиг цели? Что он будет видеть, слышать и чувствовать? Например: «Я получу медаль за призовое место на соревнованиях, повешу ее на стену, буду гордиться, а родители будут мной очень довольны». Важно описать все это очень конкретно.

Как я могу измерить результат? Понять, что цель достигнута, помогут цифры: пробежать 5 километров за 30 минут, познакомиться не меньше чем с 3 новыми интересными людьми, заниматься английским языком не менее 3 часов в неделю.

Не слишком ли цель глобальна? Если она чересчур крупная, лучше разбить ее на несколько мелких. Например, чтобы поступить в математический класс, нужно: а) уделять не менее часа каждый день домашней работе по предмету; б) записаться в кружок «Занимательная математика» и в) составить расписание участия в олимпиадах.

Какие ресурсы мне нужны для достижения цели? «Мне нужны хорошие лыжи, чтобы хорошо выступить на соревнованиях. Они дорого стоят, но я попрошу родителей подарить их мне на Новый год вместо приставки, о которой просил раньше».

Как я буду знать, что двигаюсь к цели? Составьте список промежуточных задач: «С помощью таймера я буду следить за временем, проведенным за компьютерными играми, и стремиться, чтобы к 1 июня оно постепенно уменьшилось до 1 часа в день».

Какие препятствия могут встретиться на пути к цели? Что я могу сделать, чтобы предотвратить или преодолеть их? «Я могу получить травму на тренировке, и тогда медали не видать. Поэтому буду всегда хорошо разминаться и соблюдать технику тренировок».

Какие первые шаги я могу сделать для реализации цели? Где и когда я сделаю эти шаги? «Сегодня я хорошо подготовлюсь к уроку по математике, а завтра подниму руку и отвечу на уроке». Или: «Вечером я поговорю с родителями о том, чтобы завести котенка».

Если ребенок уделит достаточно внимания и времени ответу на каждый из этих вопросов, перед ним будет четкий план достижения цели. Он сможет перейти от абстрактного «Хочу хорошо учиться» к конкретной, достижимой, привязанной ко времени цели: «За третью четверть в моем дневнике будут стоять пятерка по математике и четверка по русскому языку».

Карту желаний и технику SMART можно рассматривать как два этапа работы над целеполаганием, а можно выбрать что-то одно. Карта желаний больше подойдет младшеклассникам, SMART — подросткам, ведь они более склонны к рефлексии.

Какой бы из этих инструментов вы ни выбрали, постарайтесь дать ребенку возможность «побыть наедине» со своими желаниями, самому подобрать для них правильные слова. А затем можно вместе сформулировать цели и продумать план их достижения.

  

Источник:

Мастер-класс «Смарт-планирование и учебный план ребенка» в рамках III Общенационального родительского форума, 12 ноября 2020 года

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях