background picturebackground picture

Связь поколений через интернет

Цифровая среда

123

Дети учат старших родственников общаться в соцсетях и даже вести блог

О том, как современные технологии и освоение новых цифровых навыков помогают сблизиться друг с другом и укрепить семейные связи, рассказывает клинический психолог, эксперт программы «Травли NET» АНО «БО «Журавлик» Мария Афонина.

В последние годы подрастающее поколение все более стремительно осваивает интернет-пространство. Ежедневно молодые люди занимаются поиском контента на разные темы и в разной форме: текстовой, изобразительной, видео, звуковой и др. Они создают и развивают собственные блоги, страницы, каналы. Поддерживают дистанционное общение с друзьями и находят виртуальных друзей, обмениваются информацией, учатся, делятся событиями из жизни и переживаниями в чатах и на форумах, получают поддержку, предъявляют себя. Многие активно используют интернет в потребительских целях: совершают заказы, делают покупки, пробуют продавать собственный продукт; улучшают свои навыки владения компьютером и программным обеспечением; решают вопросы технической безопасности.

Сокращаем дистанцию

По данным исследований, российские подростки имеют гораздо более высокий уровень пользовательской интернет-активности и значительно быстрее накапливают пользовательский опыт по сравнению с родителями и педагогами. Профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Г.У. Солдатова пишет о существовании значительного «цифрового разрыва» между поколениями взрослых и детей. Это мешает старшему поколению включаться в деятельность ребенка в Сети, направлять ее, оказывать поддержку в критических ситуациях, а младшему — принимать помощь взрослых, повышать свою осведомленность о рисках и угрозах цифрового мира и о возможностях совладания с ними.

Сокращение этого разрыва пойдет на пользу и старшим, и младшим, а свой вклад в восстановление связи между поколениями получится внести каждому.

Истории успеха

Молодежь с огромным удовольствием делится со старшими родственниками своими знаниями и навыками. Реальные истории показывают, чему мы можем научиться у наших детей.

1. «Мой папа потерял работу перед пенсией, — рассказывает Олеся, 44 г. — Новую работу найти в таком возрасте сложно, на бирже труда ничего стоящего не предлагали, поэтому он сел дома. От скуки решил выращивать виноград. Сидел дома, ездил на свой участок с лозой, дохода нет, что его очень расстраивало. Мои дети (внуки папы) решили зарегистрировать его в социальной сети „Одноклассники“. Создали профиль, нашли с ним вместе его университетских друзей, папа вступил в группы садоводов. Теперь папа — уважаемый человек среди своего круга! Ездит на все встречи выпускников, гордо рассказывает про свой виноград. Не только восстановил отношения со старыми друзьями, но и нашел кучу новых знакомых! Продает через социальные сети саженцы, консультирует людей. И если раньше он стеснялся своего положения, то сейчас ему очень многие завидуют. А он заражает своим хобби друзей и знакомых».

Комментарий: Чем старше становится человек, тем больше в его жизни появляется разных условностей, правил, традиций, ограничений, за границы которых сложно даже заглянуть, а тем более выйти. Это случается далеко не всегда, но довольно часто. Дети гораздо более гибко воспринимают реальность, предлагают совершенно необычные на первый взгляд, но эффективные способы решения проблем. Этому качеству стоит у них заново научиться.

2. «Технические новшества в меня „входят“ туго, сопротивляюсь до последнего, — вспоминает Елена, 53 г. — Поэтому WhatsApp (популярное приложение для смартфонов, позволяющее обмениваться текстовыми и голосовыми сообщениями, звонками, документами, аудио- и видеофайлами) я долго не признавала, даже по работе отказывалась в него влезать. И вот сын, уезжая учиться на год в другой город, сказал: „Мама, если хочешь общения, то это WhatsApp!“ Всё, через день он у меня уже был установлен. Теперь сложно представить, что у меня его когда-то не было».

Комментарий: Многим людям свойственен консерватизм, что отчасти полезно: опасения перед неизведанным являются важным условием выживания. Дети и подростки в силу своего возраста более активно изучают окружающий мир, легче принимают нововведения, проще адаптируются к изменениям. И очень ценно, когда они готовы стать для родителей проводниками к новому опыту и помощниками в начале этого пути.

3. «Я достаточно активно пользуюсь социальными сетями и в целом не считаю себя отстающим человеком в интернет-пространстве, — пишет Светлана, 38 л. — Но при этом совершенно восхищена теми видео, которые снимает моя дочь для TikTok (сервис для создания и просмотра коротких видео). Иногда по-хорошему завидую ее творческому потенциалу. Очень надеюсь на ее помощь, когда сама созрею пойти в TikTok. Пока боюсь…»

Комментарий: Дети с удовольствием и воодушевлением мечтают, фантазируют, придумывают, экспериментируют, не боятся творить и выражать себя, умеют наслаждаться моментом. Всего этого часто не хватает взрослым. Совместное создание контента для блога подарит массу позитивных эмоций, позволит младшему поколению испытать гордость за свою компетентность, а старшему напомнит о том, как много ресурса дает нам творчество и как важно жить «здесь и сейчас».

4. «Мой старший сын обучал моих родителей (своих бабушку и дедушку) ориентироваться в социальных сетях: восстанавливать пароли, искать и рассылать картинки, задавать поисковые запросы, — делится историей Виктория, 42 г. — Он диктовал им последовательность действий (куда, когда и зачем нажимать), записывал и зарисовывал все шаги в специально заведенную для этого тетрадь. Проводил настоящие уроки! Благодаря этим урокам бабушка и дедушка освоили навыки поиска и отправления картинок, видео, новостей и другой информации. Но самое интересное и неожиданное — это то, что они подписались на мою профессиональную страницу в Facebook (социальная сеть, где можно размещать интересный контент, делиться фотографиями, размещать ссылки и т. д.). Изучая мои публикации и видя большой отклик со стороны подписчиков, родители еще больше меня зауважали. Вот такая связь трех поколений — и все благодаря сыну, который просто делал то, что ему нравилось, и искренне хотел помочь бабушке и дедушке».

Комментарий: Мы не всегда знаем заранее, чем обернется та или иная инициатива. Но если что-то делается от души, с искренним желанием помочь, с учетом потребностей того, кому ты помогаешь, — получается очень приятный результат, который часто превосходит все имеющиеся ожидания.

Шаг навстречу

А что для сокращения «цифрового разрыва», сохранения связи между поколениями и укрепления доверительных отношений могут делать взрослые?

1. Проявлять больше интереса и уважения к профилям подростка в социальных сетях, любимым блогерам, тому контенту, который он обычно ищет.

Татьяна, 41 г.: «Когда дочь в выходные испекла торт, моему удивлению не было предела! Через некоторое время она приготовила еще один, а потом еще и еще. Оказалось, уже несколько месяцев она подписана на тематические группы, просматривает видео на тему кондитерского искусства — и вот решила попробовать самостоятельно. Я поняла, насколько неуместно выглядит критика ее увлечений с моей стороны. Надеюсь, еще есть время все изменить и больше интересоваться ее жизнью, пусть и в социальных сетях».

2. Знакомить с возможностями решения повседневных задач (оплата коммунальных услуг, получение государственных услуг и др.) при помощи компьютера.

«В последнее время оплатой счетов за квартиру и заказом продуктов на дом мы занимаемся с сыном вместе, — пишет Марина, 40 л. — В будущем информационные технологии будут все больше входить в нашу жизнь, и нужно уметь ими правильно пользоваться, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно. Хочу уже сейчас передать ему те знания, которые есть у меня, а потом и он научит меня чему-то новому».

3. Самостоятельно разбираться с программами, о которых ребенок еще не знает, а затем вместе их использовать.

Анастасия, 37 л.: «Моя мама хотела порадовать нашего сына — сделать специально для него книжечки с фотографиями, разными вставками, текстами, шуточными картинками. Ради этого она самостоятельно научилась пользоваться графическими редакторами: обрабатывать и ретушировать фотографии, создавать коллажи, оформлять тексты. Каждая книжечка вызывала массу положительных эмоций! А со временем бабушка и внук увлеклись совместной работой в графических редакторах, и это их очень сближает».

4. Изучать настройки конфиденциальности, рассказывать о кибербуллинге и безопасности, оказывать помощь в решении возникающих проблем.

«Вечером сын пришел ко мне в комнату, и я сразу заметил, что у него что-то случилось, — рассказывает Илья, 42 г. — Начал расспрашивать, но он сначала не хотел делиться (как потом сказал, был очень расстроен, зол на себя и стыдился того, что произошло). Когда сын все же рассказал, выяснилось, что он перешел по ссылке, которую прислали в личном сообщении в его аккаунт на игровой платформе Steam, ввел свой логин, пароль, e-mail, и тут же его профиль оказался заблокирован. Мошенники украли данные, поменяли пароль, присвоили себе аккаунт, чтобы в дальнейшем продать. Мы вместе занялись возвращением украденного аккаунта — написали письма в службу поддержки, приложили к ним доказательства того, что аккаунт принадлежал именно сыну. Много говорили о безопасности, ловушках, хитрых схемах мошенников в Сети. Вспомнили, как на ошибках учатся, порадовались, что посчастливилось научиться не на самых критичных ошибках (все-таки аккаунт на игровой платформе — это не данные банковского счета). Я очень рад, что произошла эта история — мы начали чаще обсуждать вопросы безопасности, да и в целом больше общаться».

Все эти истории показывают, как важно делать шаги навстречу друг другу, искать точки соприкосновения, замечать чувства, потребности и интересы — как свои собственные, так и других членов семьи. Каждый новый день — в интернете или в реальном мире — предоставляет нам новые возможности. И только мы сами выбираем, использовать их или нет.

Беседовала Анна Демина

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях