background picturebackground picture

Страх успеха: как такое возможно?

Дошкольники

Школьники

Подростки

556

Разговор с психологом о формировании боязни успешности

Каждый человек по природе своей стремится к лучшему в своей жизни. Но иногда новые перспективы, даже заведомо успешные, и необходимость сделать что-то по-иному пугают. Почему так происходит, объясняет психолог, кандидат психологических наук Татьяна Бондаренко.

И минус, и плюс

Обычно страх причисляют к негативным эмоциям. Это внутреннее состояние, вызываемое реальной или мнимой угрозой. В случае реальной опасности страх помогает избежать необдуманных действий: не прикасаться к горячему, не прыгать с большой высоты, не нырять в неизвестном водоеме и т. д. В этом заключается его польза — он включает инстинкт самосохранения. Такие биологические страхи сформировались в процессе эволюции и считаются полезными. Иначе человечество бы попросту вымерло.

Но наряду с этим, существуют и разрушительные страхи — невротические, или патологические. Они мешают жить и развиваться, негативно отражаются на здоровье человека. Их особенность в том, что, как правило, объекты фобии в данном случае не несут реальной опасности. Таковы в большинстве своем социальные страхи, и одним из них является страх успеха.

Странная ситуация

Страх успеха берет свое начало из детства. Он может показаться парадоксальным и алогичным, ведь что плохого может быть в том, что человек достигнет хороших результатов? Например, работнику предлагают улучшение условий труда и повышение заработной платы, но внутренние препятствия не дают ему согласиться с изменениями, и что-то мешает человеку принять предложение. Почему же так происходит?

Причины формирования страха успеха

Требования со стороны родителей

Иногда взрослые задают ребенку такую планку, которой просто невозможно соответствовать. И даже если иногда ребенку и удается оправдать ожидания родителей, то он все равно получает упреки: «Почему получил четверку, а не пятерку?», «Как так получилось, что ты занял второе, а не первое место в соревновании?» и т. п.

Постоянное повышение планки требований

Ребенок победил в школьном конкурсе, значит, обязательно нужно идти на городской, районный, областной конкурс и т. д. при каких-либо достижениях ребенка.

Обесценивание

Ребенок, добившись отличного результата (например, победы в городском спортивном соревновании), вместо слов радости и гордости за свой успех слышит: «Ну вот, можешь, если захочешь! Значит, ты лентяй. Не ленись! И тогда многого добьешься в жизни». В таком случае радость от победы оборачивается разочарованием. Получается, что ребенок добился так себе результата. По примеру родителей он начинает предъявлять к себе завышенные требования, что в результате может привести ребенка к перфекционизму.

Такое состояние опасно тем, что человек ставит себе завышенную планку, а затем испытывает разочарование и бессилие из-за невозможности достичь желаемого. Нездоровый перфекционист не умеет получать удовольствие от процесса, он видит только конечную цель. Постоянно критикует себя, не позволяет себе никаких промахов, не оставляет шанса на ошибку.

Сравнение ребенка с кем-то другим

Часто родители сравнивают своего ребенка с другими детьми — родными, друзьями, соседями, известными личностями. При этом в данном сравнении их сын или дочь всегда находятся в проигрыше. «А вот такой-то в твоем возрасте уже выступал с концертами по всему миру!», «Твой брат учится на одни пятерки, а ты только хорошистка», «Маша ходит в музыкальную школу и на танцы, а ты ничего не умеешь».

Постоянная критика

Любые заслуги воспринимаются как должное, а обсуждают с ребенком только его ошибки и просчеты. Ситуация усугубляется, если так ведут себя не только родители, но и другие родственники, воспитатели, учителя. В этом случае результатом становится формирование комплекса неполноценности, у ребенка происходит снижение самооценки.

Низкая самооценка может приводить к расстройствам психики, тревожным и депрессивным состояниям, к появлению суицидальных мыслей.

Из благих намерений

Несомненно, все родители хотят лучшего своим детям, но иногда не видят опасности в чрезмерных требованиях, критике, сравнении с другими детьми. «Все же делается для его блага!» — обычно думают взрослые. Считается, что таким воспитанием можно ребенка побудить к действиям, простимулировать его. Но это далеко не так.

Итогом данных паттернов поведения родителей становится формирование у ребенка завышенных требований к самому себе. Он начинает критиковать и сравнивать себя с другими людьми постоянно. И такое сравнение проводится не в пользу самого себя.

В результате у ребенка вырабатывается тактика «Замри!». Ведь если ничего не делать, то и ошибок, просчетов в действиях не будет. При этом, чтобы быть для взрослых хорошим, он может стараться компенсировать свое бездействие склонностью к тактильным ощущениям с родителями, ласковостью, быть послушным, не перечить, но и не высказывать свою точку зрения.

Формируется привычка подавлять свои способнос­ти, умения, чтобы избегать упреков родителей. При этом могут достигаться успехи в той или иной степени, но активность в полной мере во всех сферах будет блокироваться. При этом жить полной жизнью и реализовывать заложенный в себе потенциал очень важно. Для того чтобы выявить причины и проработать страх успеха, можно обратиться за психологической помощью.

Если нужна помощь

Когда не получается справиться с проблемой самостоятельно, можно всегда получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях