background picturebackground picture

Становимся добрыми сказочниками для своих детей и внуков

Дошкольники

253

В чем польза терапевтических сказок, как их сочинять и рассказывать

Терапевтические сказки принято считать инструментом детского психолога. Однако родители тоже могут использовать их, чтобы улучшить отношения с ребенком и помочь ему увереннее справляться с самыми разными жизненными ситуациями. О том, чем могут быть полезны терапевтические сказки и как их использовать, рассказывает Оксана Суетина, младший научный сотрудник Института коррекционной педагогики.

Терапевтические сказки можно читать даже двухлетним детям

Многие поколения родителей во всем мире рассказывали и будут рассказывать детям сказки — смешные, поучительные, иногда — немного страшные. Сказки идут рука об руку с детством, они благотворно влияют на психологическое состояние ребенка, помогают в воспитании и развитии эмоциональной сферы, учат ребенка сопереживать сказочным героям, быть чутким и отзывчивым, предупреждают о последствиях неправильных поступков.

Сказка сопровождала человека многие века, а сказкотерапия стала развиваться относительно недавно. Ее цель — максимально способствовать развитию и адаптации, корректировать поведенческие трудности у детей, подростков и взрослых. Сказкотерапия эффективна для всех возрастов, но чаще всего применяется для помощи детям.

Терапевтическая работа сказки начинается с того возраста, когда ребенок сможет ее понять, установить причинно-следственные связи, сделать выводы из услышанного, — то есть примерно с 3 лет. Но начинать рассказывать самые простые и короткие терапевтические сказки можно и двухлетнему ребенку.

Терапевтические сказки «работают» с различными проблемами: тревогой и страхами, агрессией и застенчивостью, низкой самооценкой и трудностями в общении. Через прослушивание занимательных историй ребенок может накопить опыт, который необходим ему для позитивных изменений.

Применять сказкотерапию вполне можно дома, когда сказки ребенку рассказывают родители, бабушки или дедушки. В интернете или в книжных магазинах можно даже растеряться от разнообразия терапевтических сказок. Есть целые сборники, направленные на решение определенных детских проблем: трудностей укладывания спать, агрессии, капризности, разнообразных детских страхов.

Написаны серии сказок о приключениях определенного персонажа, который попадает в разнообразные ситуации, встречающиеся в жизни малыша, и успешно преодолевает возникающие трудности. Например, идет в детский сад, учится дружить, идет к врачу, перестает бояться темноты или прекращает обманывать маму.

Придумываем «персональную» терапевтическую сказку

При всем разнообразии изданных терапевтических сказок совсем не обязательно читать ребенку книгу, купленную в магазине. Родители могут самостоятельно сочинять терапевтические сказки для работы со сложностями, возникшими именно у их ребенка. Для этого можно придумать сказку с чистого листа или внести изменения в готовую.

Героями терапевтических сказок можно сделать любимых и значимых для ребенка персонажей, например, из мультиков или комиксов. Скажем, волноваться перед походом в детский сад или к доктору может машинка, паровозик, черепашка или даже супергерой — ведь он тоже когда-то был маленьким.

Есть несколько принципов, на которые можно опираться при сочинении терапевтических сказок. Эти же правила помогут оценить уже написанные сказки, проверить, подойдут ли они ребенку или в них лучше что-то изменить.

1. Прежде чем читать сказку ребенку, прочитайте ее сами. Оцените ее длительность, насыщенность событиями и соотнесите ее с возрастом малыша. Текст не должен быть слишком сложным и содержать незнакомые, трудные для понимания ребенка слова. Начните с малого, в первую очередь ориентируйтесь на своего ребенка — не каждый малыш способен сразу выслушать длинную поучительную историю. Ребенок взрослеет, и сказка постепенно обрастает подробностями и деталями, увеличивается количество персонажей, переживания главного героя становятся сложнее.

Не стоит читать сложные терапевтические тексты «на вырост» — такая сказка может оказаться непонятной и совсем неинтересной ребенку. Малыш уйдет от книги или быстро отвлечется, а сказка не сможет ему помочь.

2. Проблемы или конфликтные ситуации персонажей должны перекликаться с проблемами и ситуациями ребенка. Если вы вникнете в суть проблемы, беспокоящей вашего ребенка, он охотнее последует за похожим на него персонажем по пути решения проблем. Например, если малыш все время убегает далеко от родителей, можно прочитать ему сказку примерно такого содержания:

«Маленький Ежик во время прогулки все время убегал от Мамы-Ежихи. „Ах, как быстро я бегу, всех могу обогнать! И мама вместе со мной бежит — как же весело!“ — думал Маленький Ежик и бежал от мамы все быстрее. Однажды мама предложила Маленькому Ежику поиграть в „Гонки“ — кто быстрее добежит до большой березы. Маленькому Ежику понравилось играть с Мамой-Ежихой в „Гонки“, и дальше березы он больше не убегал».

3. В терапевтической сказке должен быть хороший финал. Потерявшиеся звери найдены, неспящий зайчик убаюкан, пугливая мышка стала смелой. Важно помнить, что «поучительные» сказки про бабайку, который уносит детей, или про волка, который пришел и съел не спавшего ночью зайчика, никак нельзя назвать терапевтическими, — скорее, наоборот, они могут спровоцировать неврозы и другие проблемы.

4. Читая сказку, не стоит излишне эмоционально описывать моменты, пугающие ребенка. Если вы знаете, что ваш малыш склонен пугаться, впечатлителен и раним, постарайтесь сократить описание сказочных неприятностей и злоключений, произошедших c героями. Излишний акцент на пугающих моментах может стать источником дополнительной тревоги и новых страхов.

Например, у ребенка выраженный страх врачей. В таком случае не стоит, рассказывая сказку «Про храбрую девочку и доктора», излишне детально описывать страшного, строгого врача, сидящего в кабинете с таблетками и шприцами. До момента, где храбрая девочка проявит свою храбрость, можно просто не успеть дорассказать — ребенок к тому времени уже заплачет.

Начните, например, так: «Храбрая девочка Лиза с такими же косичками, как у тебя, смело пошла к Доброму Доктору. На двери так и было написано: „Кабинет № 5. Очень Добрый Доктор“. Доктор заботливо спрашивал девочку, не болит ли ее животик, смотрел ушки, просил показать горлышко и весело играл в игру „Скажи Ааа“. Храброй девочке Лизе так понравилось у Доброго Доктора, что в следующий раз она решила взять с собой свою любимую куклу и попросила доктора проверить и ее животик, ушки и горлышко».

Когда ребенок станет чуть старше, постепенно придет время сказок с приключениями и пугающими событиями. Но, начиная применять сказкотерапию, руководствуйтесь принципом постепенности. Ведь цель терапевтической сказки — находить и подсказывать ребенку выход из проблемной ситуации, а не создавать новые и закреплять имеющиеся страхи.

Ненавязчивый способ привить любовь к чтению

Помимо своей основной, терапевтической, функции, сказкотерапия имеет целый ряд других положительных моментов. Во-первых, чтение красиво оформленного издания формирует положительный образ книги. Ребенок получает представление о том, что дает человеку чтение и зачем учиться читать. Во-вторых, чтение сказок тренирует память ребенка, расширяет словарный запас, а при обсуждении — формирует навык пересказа.

И в-третьих, при регулярном чтении ребенку терапевтических сказок в семье постепенно формируется своеобразный ритуал: побыть с ребенком и рассказать сказку, обсудить ее с малышом, услышать его мысли по поводу услышанного, узнать о его переживаниях.

Таким образом, сочиняя и рассказывая терапевтические сказки своему ребенку, вы настраиваетесь с ним на одну волну. Это повод задуматься о его тревогах, постараться понять, почему он ведет себя так, а не иначе, как можно решить возникшую проблему. Терапевтические сказки дают возможность родителям, бабушкам и дедушкам не только помочь малышу справиться с трудностями, но и стать добрыми сказочниками для своих детей и внуков.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях