Рекомендации специалистов
В связи с происходящими в эти дни событиями многие люди сейчас испытывают стресс и особенно нуждаются в психологической поддержке, умении успокоить себя и окружающих. Больше других в такой помощи нуждаются дети и подростки.
О том, как родителям справиться со стрессом и помочь своим детям, рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» Московского государственного психолого-педагогического университета Ольга Пуговкина.
Как работает наше восприятие в стрессовой ситуации?
В такой неустойчивой обстановке трудно сохранять уравновешенный взгляд на происходящее: отделять факты от мнений, обоснованные мнения от эмоциональных суждений. Эти трудности по механизму порочного круга вызывают дополнительный стресс и еще больше повышают нашу уязвимость.
Что с этим делать?
Неустойчивость эмоций и непоследовательность суждений — это основные мишени психологической поддержки.
Присмотреться к логике, дождавшись, когда ситуативный накал тревоги или раздражения отпустит, — это основной инструмент.
Как это сделать?
- Если дети и подростки взволнованы разговорами о происходящем, расспросите своего ребенка. Что его беспокоит? Где он прочитал или услышал какие-то новости или факты? Кто еще об этом знает и что об этом говорит? Обсуждал ли он с кем-то эту информацию? Разделяют ли его мнение и чувства его друзья или его взгляд отличается?
Расспрашивая ребенка, вы достигаете нескольких целей. Во-первых, узнаете о том, что происходит в его жизни в настоящий момент. Во-вторых, даете ребенку возможность выговориться и таким образом лучше понять свои собственные чувства, сформулировать, что именно его беспокоит. В-третьих, показываете ребенку: вам важно то, что с ним происходит, с вами он может обсуждать самое разное и вы готовы его выслушать. Кроме того, такая заинтересованность будет служить примером того, как лучше себя вести, когда рядом находится взволнованный или эмоционально заряженный человек.
- Достичь эмоционального баланса и детям, и взрослым поможет принцип, который можно обозначить как «Давайте разберемся вместе и не спеша». В сложных ситуациях чувства заставляют нас спешить и искать простое решение, которое дает разрядку эмоциям. Однако эти простые решения не соответствуют реальным обстоятельствам. Можно перефразировать известный анекдот: «Пункт 1. В сложных ситуациях не бывает простых решений, которые устраивают всех. Пункт 2. Если кажется, что найдено простое решение, смотри пункт 1».
Поставьте перед собой локальную задачу — упражняться в том, чтобы почаще вспоминать о том, что на любую ситуацию можно смотреть под разным углом. Чувства и мнения могут не совпадать.
Важно пропустить первую волну эмоционального протеста и начать вместе и не спеша разбираться в ситуации.
Сопротивляйтесь спонтанному желанию искать все новую и новую информацию и делить окружающих на «союзников» и «противников». Наша опора сейчас — это текущая жизнь, конкретные дела, забота о тех, о ком мы в силах позаботиться, и о том, что от нас зависит. Даже если все это кажется мелким, не соответствующим содержанию и накалу момента, именно такие наши действия станут важным вкладом в нормализацию ситуации.
Помощь — в семье
«Дети по-своему переживают стрессовые ситуации, — предупреждает практический психолог и семейный консультант Елена Петш. — Будьте внимательны к ним».
Признаки переживания стресса, на которые необходимо обратить внимание:
- острая негативная ранее не проявляемая реакция (горький плач) на отсутствие родителя (ранний возраст, дошкольники, младшие школьники);
- замкнутость или, наоборот, возбудимость, расторможенность, агрессивность;
- у дошкольников и детей раннего возраста могут появиться энурез, частые позывы в туалет, сосание пальцев;
- утрата аппетита, нарушение сна;
- эмоциональные проявления: капризы, плаксивость;
- появление новых страхов;
- у старших дошкольников и младших школьников расспрашивание о случившемся событии, рассказывание своих версий случившегося, внезапное задавание вопросов о произошедшем событии;
- повышение тревожности, вздрагивания, пугливость.
«Важно знать, что ребенок справляется со стрессом в зависимости от того, как переживают событие его семья и ближайшее окружение, — говорит Елена Петш. — А также в зависимости от предыдущего жизненного опыта, состояния здоровья и некоторых других факторов».
Почему эмоциональное состояние ребенка в большой степени зависит от настроения близкого взрослого? Объясняет детский психолог и биолог Екатерина Мурашова: «Детеныши млекопитающих миллионами лет эволюции приспособлены считывать эмоции самки или самца, которые осуществляют за ними уход. Самка боится — детеныш тоже боится. Это хороший адаптационный механизм, благодаря которому спаслись миллионы детенышей. Зайчиха не может объяснить зайчонку, чего он должен бояться и почему. Но он видит ее страх — и тоже боится».
Для ребенка важно, чтобы в сложной ситуации был взрослый, способный позаботиться о нем, стать для него эмоционально близким и надежным человеком. Ребенку нужна возможность получить поддержку и разделить свои чувства с другими людьми, получить социальную поддержку в детском саду, школе, социальном центре.
Что может сейчас помочь? «Прежде всего, определенность — хотя бы на маленьких отрезках времени, — советует Екатерина Мурашова. — „Завтра я испеку пирог“, „Послезавтра, если ты сейчас не сделаешь уроки, ты получишь двойку“. Эта тактическая определенность, которую вы сами множите. Она жизненно необходима детям. Они в принципе любят определенность больше всего на свете».
Если ваши действия по оказанию помощи ребенку не приводят к положительным изменениям, обратитесь за помощью к специалисту — детскому психологу или психотерапевту.
Служба помощи семьям с детьми
Получить психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родители могут очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения).
Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.