Как разговаривать с ребенком
Воспитание — это не просто методы обучения и развития детей. Ребенок воспитывается постоянно и ежеминутно, взаимодействуя с родными и близкими, с окружающим миром. Общение с родителями — основной фактор личностного благополучия ребенка. О том, как его развитию могут навредить необдуманные высказывания и как правильно подбирать слова в разговоре с детьми, рассказывает кандидат педагогических наук Арина Михайлова.
В ответе не дети
Для роста и гармоничного развития ребенку необходимы определенные условия. У ребенка есть потребности, которые удовлетворяют его родители и семья. В чем они заключаются?
- Духовные потребности — в творчестве, свободе, независимости, красоте.
- Социальные потребности — в похвале, нужности, уважении, внимании, успехе, статусе.
- Физиологические потребности — в выживании и безопасности, в средствах существования.
Проблемы в поведении и взаимодействии с миром начинаются у ребенка, если возникают какие-то нарушения в обеспечении детских нужд. Ответственны за них взрослые — как люди, обладающие богатым социальным опытом. Часто причиной различных отклонений у детей становятся слова родителей, которые могут и не осознавать, что их «невинные» дежурные фразы негативно отражаются на психике ребенка.
Проблемные, трудные, непослушные, забитые, несчастные, с комплексами дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Представьте малыша, который строит и строит пирамиду из кубиков, или подростка, неотрывно сидящего в гаджете. Зачастую в таких ситуациях можно услышать от родителя: «У тебя ничего не получится. Занялся бы лучше чем-то полезным. И в кого ты у меня такой?»
Подобные высказывания отбивают желание быть самостоятельным, закладывают негативную траекторию личностного роста ребенка. И таких высказываний-посылов огромное количество. Какие фразы говорят родители?
Синим цветом выделены наиболее часто используемые выражения.
Слова и их значение
Что говорят родители — что слышит ребенок.
«Мало ли чего ты хочешь?» — «Я не имею права хотеть». (Подавление желаний и потребностей).
«А что ты вообще можешь? Что ты сам можешь без меня?» — «Я не значим. Я — никто. Я не ценен. Я недостаточно компетентен. Я ничего не могу». (Падает самооценка).
«Все дети как дети, а ты? Будешь дворником. Что о тебе подумает бабушка/воспитатель/соседи? Ясно в кого пошел!» — «Лучше я ничего вообще делать не буду». (Сравнения не дают ребенку возможности для его саморазвития).
«Бестолочь! Безмозглый!» — «Меня не любят!» (Разрушение фундамента жизни, ощущения безопасности).
Никому не придет в голову ругать малыша, когда он только учится ходить и у него не получается. Но к более старшим детям необоснованно предъявляются повышенные требования в эмоциональной сфере, хотя в раннем возрасте ребенок только учится взаимодействию с окружением, и у него точно так же, как и у малыша, может что-то не получаться. Это естественный процесс, и родителям следует с терпением и пониманием относиться к возникающим проблемам, следя в первую очередь за собой и собственным поведением.
Опасные фразы
Родителям стоит быть внимательнее к тому, что они говорят ребенку, потому что некоторые, на первый взгляд, обычные фразы могут быть истолкованы совсем иначе.
- «Осторожно! Упадешь!», «Не трогай собаку — укусит!» — «Мир опасен, лучше вообще ничего не делать».
- «Давай быстрее!», «Поторопись!», «Замолчи!», «Стой!», «Отвечай!» — «Ты не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих».
- «Не хнычь!», «Не кричи!», «Не смейся!», «Не плачь!» — «Не выражай свои эмоции!»
- «Ну сколько можно повторять?!» — «Ты дурак, ты неудачник!»
- «Мальчики не должны бояться (плакать)», «Девочка должна быть послушной» — «Мужчина не имеет права на чувства», «Женщина всегда жертва».
- «Как тебе не стыдно!» — «Ты плохой, с тобой что-то не в порядке».
- «Посмотри, как хорошо он (она) делает, а ты?» — «Ты хуже других».
Скажите иначе
- «Позаботься о себе», «Береги себя», «Будь внимателен!»
- «У меня 10 минут. Сколько тебе нужно времени?» (Попробуйте договориться).
- «Ты, наверное, устал?», «Ты чего-то испугался?» (Постарайтесь понять чувства ребенка).
- «Ты справишься, попробуй еще. Я могу помочь, если хочешь».
- «Ты расстроился», «Ты рассердилась», «Ты имеешь право это пережить».
- «Все мы ошибаемся. Ошибка — это шаг вперед к умению и знаниям».
- «Я люблю тебя таким, какой ты есть!»
Не говорить ни при каких обстоятельствах
- «Если ты не прекратишь, я брошу тебя и уйду!»
- «Тебе должно быть стыдно!»
- «Зачем я тебя родила?»
- «Из-за тебя мы с папой (с мамой) развелись!»
- «Бери пример со своего брата (сестры)!»
Меняем минус на плюс
Лучше не использовать приемы воспитания со словом «не». Негативный посыл следует изменить на позитивный.
«Не ешь мороженое!» — «Я знаю, что ты любишь мороженое, но если ты съешь слишком много, то у тебя может заболеть горло».
«Не играй с едой!» — «Я знаю, что ты любишь играть, но еду необходимо есть, а для игр у тебя есть игрушки».
«Не разбрасывай свои игрушки по полу!» — «Если ты закончил играть, то давай уберем игрушки вместе».
«Не делай собаке больно!» — «Собаке нравится, когда ее гладят. Давай я покажу тебе, как с ней нужно обращаться».
«Не дерись!» — «Если тебя что-то расстроило, то постарайся выразить это словами».
«Не кричи!» — «Если ты будешь кричать, то я не смогу понять, чего ты хочешь».
«Не играй так!» — «Давай я покажу тебе, как в это играть».
Начать с себя
Конечно, большинство родителей не хотят вредить своему ребенку, но у всех бывают ситуации, когда трудно сдержаться и уследить за собственными эмоциями. В этом случае необходимо успокоиться, глубоко вздохнуть, выпить воды, выйти в другую комнату. Важно помнить, что ответственность за ведение беседы и формирование отношений с ребенком взрослому необходимо взять на себя. Это сложно, так как запретить гораздо проще, чем объяснить. Но именно в преодолении себя и заключается проявление заботы о ребенке, ведь любовь — это действие.