background picturebackground picture

Слово не воробей…

Родители

Дошкольники

Школьники

266

Как разговаривать с ребенком

Воспитание — это не просто методы обучения и развития детей. Ребенок воспитывается постоянно и ежеминутно, взаимодействуя с родными и близкими, с окружающим миром. Общение с родителями — основной фактор личностного благополучия ребенка. О том, как его развитию могут навредить необдуманные высказывания и как правильно подбирать слова в разговоре с детьми, рассказывает кандидат педагогических наук Арина Михайлова.

В ответе не дети

Для роста и гармоничного развития ребенку необходимы определенные условия. У ребенка есть потребности, которые удовлетворяют его родители и семья. В чем они заключаются?

  • Духовные потребности — в творчестве, свободе, независимости, красоте.
  • Социальные потребности — в похвале, нужности, уважении, внимании, успехе, статусе.
  • Физиологические потребности — в выживании и безопасности, в средствах существования.

Проблемы в поведении и взаимодействии с миром начинаются у ребенка, если возникают какие-то нарушения в обеспечении детских нужд. Ответственны за них взрослые — как люди, обладающие богатым социальным опытом. Часто причиной различных отклонений у детей становятся слова родителей, которые могут и не осознавать, что их «невинные» дежурные фразы негативно отражаются на психике ребенка.

Проблемные, трудные, непослушные, забитые, несчастные, с комплексами дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Представьте малыша, который строит и строит пирамиду из кубиков, или подростка, неотрывно сидящего в гаджете. Зачастую в таких ситуациях можно услышать от родителя: «У тебя ничего не получится. Занялся бы лучше чем-то полезным. И в кого ты у меня такой?»

Подобные высказывания отбивают желание быть самостоятельным, закладывают негативную траекторию личностного роста ребенка. И таких высказываний-посылов огромное количество. Какие фразы говорят родители?

Синим цветом выделены наиболее часто используемые выражения.

Слова и их значение

Что говорят родители — что слышит ребенок.

«Мало ли чего ты хочешь?» — «Я не имею права хотеть». (Подавление желаний и потребностей).

«А что ты вообще можешь? Что ты сам можешь без меня?» — «Я не значим. Я — никто. Я не ценен. Я недостаточно компетентен. Я ничего не могу». (Падает самооценка).

«Все дети как дети, а ты? Будешь дворником. Что о тебе подумает бабушка/воспитатель/соседи? Ясно в кого пошел!» — «Лучше я ничего вообще делать не буду». (Сравнения не дают ребенку возможности для его саморазвития).

«Бестолочь! Безмозглый!» — «Меня не любят!» (Разрушение фундамента жизни, ощущения безопасности).

Никому не придет в голову ругать малыша, когда он только учится ходить и у него не получается. Но к более старшим детям необоснованно предъявляются повышенные требования в эмоциональной сфере, хотя в раннем возрасте ребенок только учится взаимодействию с окружением, и у него точно так же, как и у малыша, может что-то не получаться. Это естественный процесс, и родителям следует с терпением и пониманием относиться к возникающим проблемам, следя в первую очередь за собой и собственным поведением.

Опасные фразы

Родителям стоит быть внимательнее к тому, что они говорят ребенку, потому что некоторые, на первый взгляд, обычные фразы могут быть истолкованы совсем иначе.

  1. «Осторожно! Упадешь!», «Не трогай собаку — укусит!» — «Мир опасен, лучше вообще ничего не делать».
  2. «Давай быстрее!», «Поторопись!», «Замолчи!», «Стой!», «Отвечай!» — «Ты не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих».
  3. «Не хнычь!», «Не кричи!», «Не смейся!», «Не плачь!» — «Не выражай свои эмоции!»
  4. «Ну сколько можно повторять?!» — «Ты дурак, ты неудачник!»
  5. «Мальчики не должны бояться (плакать)», «Девочка должна быть послушной» — «Мужчина не имеет права на чувства», «Женщина всегда жертва».
  6. «Как тебе не стыдно!» — «Ты плохой, с тобой что-то не в порядке».
  7. «Посмотри, как хорошо он (она) делает, а ты?» — «Ты хуже других».

Скажите иначе

  1. «Позаботься о себе», «Береги себя», «Будь внимателен!»
  2. «У меня 10 минут. Сколько тебе нужно времени?» (Попробуйте договориться).
  3. «Ты, наверное, устал?», «Ты чего-то испугался?» (Постарайтесь понять чувства ребенка).
  4. «Ты справишься, попробуй еще. Я могу помочь, если хочешь».
  5. «Ты расстроился», «Ты рассердилась», «Ты имеешь право это пережить».
  6. «Все мы ошибаемся. Ошибка — это шаг вперед к умению и знаниям».
  7. «Я люблю тебя таким, какой ты есть!»

Не говорить ни при каких обстоятельствах

  • «Если ты не прекратишь, я брошу тебя и уйду!»
  • «Тебе должно быть стыдно!»
  • «Зачем я тебя родила?»
  • «Из-за тебя мы с папой (с мамой) развелись!»
  • «Бери пример со своего брата (сестры)!»

Меняем минус на плюс

Лучше не использовать приемы воспитания со словом «не». Негативный посыл следует изменить на позитивный.

«Не ешь мороженое!» — «Я знаю, что ты любишь мороженое, но если ты съешь слишком много, то у тебя может заболеть горло».

«Не играй с едой!» — «Я знаю, что ты любишь играть, но еду необходимо есть, а для игр у тебя есть игрушки».

«Не разбрасывай свои игрушки по полу!» — «Если ты закончил играть, то давай уберем игрушки вместе».

«Не делай собаке больно!» — «Собаке нравится, когда ее гладят. Давай я покажу тебе, как с ней нужно обращаться».

«Не дерись!» — «Если тебя что-то расстроило, то постарайся выразить это словами».

«Не кричи!» — «Если ты будешь кричать, то я не смогу понять, чего ты хочешь».

«Не играй так!» — «Давай я покажу тебе, как в это играть».

Начать с себя

Конечно, большинство родителей не хотят вредить своему ребенку, но у всех бывают ситуации, когда трудно сдержаться и уследить за собственными эмоциями. В этом случае необходимо успокоиться, глубоко вздохнуть, выпить воды, выйти в другую комнату. Важно помнить, что ответственность за ведение беседы и формирование отношений с ребенком взрослому необходимо взять на себя. Это сложно, так как запретить гораздо проще, чем объяснить. Но именно в преодолении себя и заключается проявление заботы о ребенке, ведь любовь — это действие.

Поделиться в соцсетях