Когда нам плохо — читаем сказки
С детства мы знаем, что в сказке есть мораль и «добрым молодцам урок». Но современные психологи используют сказки не только для учения, но и для лечения. Сказкотерапия помогает взрослым бороться со стрессом, страхом, негативными переживаниями и душевными проблемами. Как действует этот «волшебный» метод и какую приносит пользу?
Лечение искусством
Сказкотерапия — разновидность психотерапии, одно из направлений терапии искусством. В сказках запечатлен некий универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. «Именно поэтому мы можем видеть, что в сказочном наследии от Европы до Азии много похожих сюжетов, — рассказывает специалист по консультативной психологии, этнопсихологии и психологии в бизнесе Натэла Ханэлия. — Сказки отражают базисные паттерны психики».
С помощью сказки можно найти выход практически из любой трудной ситуации и справиться с решением задачи. По словам специалиста, «в сказках мы можем найти ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и так далее. И даже если не заниматься интерпретацией сюжета сказок, сам рассказ сказки уже оказывает терапевтический эффект».
Магия сказки
Сказка соединяет сознательное, рациональное с бессознательным, иррациональным, с миром образов и эмоций, с глубинными переживаниями. Она нужна для того, чтобы заглянуть внутрь себя, посмотреть на ситуацию как бы со стороны, получить иной взгляд на проблему.
При чтении или при самостоятельном сочинении сказки человек становится наблюдателем за жизнью героев, не пытается решить проблему логическим путем. Такая позиция помогает увидеть нестандартные, скрытые варианты выхода из тупика.
Есть, к примеру, сказка про девушку-безручку (классический сюжет, встречается и у братьев Гримм, и в Армении, и в Испании, и в сборнике А.Н. Афанасьева). В начале сказки отец отрубает девушке руки. Это потеря. Это травма. Сказка заканчивается тем, что эти руки снова отрастают. «На языке символов мы могли бы говорить, что руки связаны с нашей способностью творить, — поясняет Натэла Ханэлия. — Мы можем смотреть на этот процесс как на восстановление психической целостности. Сказка прокладывает путь из проблемной ситуации к целостности, из реальной травматичной ситуации к ее разрешению. По тому, как человек рассказал свою сказку, мы можем определить, каких кусочков, звеньев может ему не хватать для решения своей проблемы».
Познание себя
Сказки могут вернуть человека к тому знанию о себе, которое недоступно на рациональном уровне. Это помогает осознать те процессы, которые происходят в реальной жизни на данный момент. «Они напоминают нам о том, что мы всегда знали, но, возможно, забыли. Прикосновение к „историческим основам“ психики устраняет внутренний раскол и напоминает нам, что мы являемся частью большой истории», — считает эксперт.
Например, сказка «Пастушка гусей» относится к сюжету о подмененных невестах. Проживая историю принцессы, которая в силу своей скромности и застенчивости оказалась пастушкой гусей, мы можем посмотреть на то, что происходит с нашим собственным голосом, почему он оказывается тише всех других голосов и какой путь надо пройти, чтобы обрести способность говорить «нет» и отстаивать себя.
Сказка является отражением различных психических процессов. По тому, какая сказка любимая у человека, с кем из персонажей он себя ассоциирует, какой отклик находит сказочная история именно в нем, можно глубоко исследовать его внутренний мир. Это хороший инструмент для самопознания.
Мировой опыт
Сказочные сюжеты отражают все основные процессы человеческой жизни: взросление, отделение от родителей, обретение самостоятельности и независимости. Подобрав нужную сказку, связанную с насущной проблемой, можно найти в повествовании варианты преодоления трудностей.
«Конечно, сказка не дает четких инструкций вроде „в полночь обернись, перекувыркнись и прыгни в котел с горячей водой“. Нам нужно подумать: что будет для нас означать этот прыжок или встреча с каким-то персонажем? — поясняет Натэла Ханэлия. — Это не буквальная инструкция, она запускает в нас воображение, фантазию. Сказка многозначная, в ней очень много смыслов».
Активация через сказку собственных подсознательных интуитивных ресурсов может объяснить переживания и подсказать область, в которой стоит искать ответы на интересующие вопросы.
Например, на сюжетном уровне сказка «Спящая красавица» — это история про спасение девушки принцем. Есть целый ряд подобных сюжетов. Есть и обратные истории («Финист — ясный сокол», «Аленький цветочек»), когда девушка спасает молодца. «Условно, эти сказки можно назвать женскими и мужскими, но скажу, что речь идет не о гендере, а о мужском и женском начале внутри каждого из нас, — объясняет психолог. — В сказке, где принцесса заточена в башне, мы можем говорить о том, что женская часть — это мечты, фантазии, а мужская часть — это действия, активность. Когда в сказке героиня отправляется спасать принца, мы можем предположить, что идеям и мечтам человека не хватает активного начала и важно предпринять какое-то путешествие. А когда мы говорим о принцессе, ожидающей спасения, то речь идет о том, что человеку важно соединить в самом себе активное мужское начало с эмоциями и чувствами. Именно поэтому такие сказки заканчиваются браком, когда становятся единым целым две наших части: часть мечтательная, из мира образов и интуиции, и часть активная, способная реализовать эти мечты. Когда эти начала соединяются, рождается, условно говоря, ребенок».
По мнению психолога, сказки, которые не нравятся, могут оказаться еще более интересными. Может быть, они содержат как раз то, с чем в обычной жизни нам иметь дело не хочется.
Лечение без лекарств
Сказкотерапия может быть одним из инструментов работы с психосоматическими заболеваниями. Посредством работы со сказкой можно осознать какую-то травматическую ситуацию, помочь высвободить свои переживания и поработать с ними. Например, если есть головная боль, которая связана с тем, что некие негативные эмоции не находили выхода, тогда в процессе сказкотерапии симптомы действительно могут снизиться. «Прикосновение к сказочным историям помогает понять свою собственную историю, то, что с нами произошло, и какие процессы оказывают на нас влияние», — говорит психолог.
Спасительная фантазия
Сказки можно не только читать и слушать, но и писать самому. В этом случае происходит не только развитие творческого потенциала, но и появляется возможность спроецировать реальную ситуацию на воображаемый мир. Написав свою собственную сказку, через сказочный образ можно многое о себе понять: кто я, какой я, что мне особенно нужно, какие у меня сильные и слабые стороны, как я оказался в этой ситуации, на что я надеюсь и могу ли получить это в реальности.
В жизни мы часто скрываем свои эмоции и не даем волю чувствам. Многие взрослые просто стыдятся своих эмоциональных проявлений. Но эмоции не исчезают и не растворяются, они копятся, и сказка позволяет освободить их, дав дорогу внутреннему «Я», себе настоящему.
Источники:
Портал РБК-Стиль
Сайт «Мир внутри тебя»
Фото: Коллекция/iStock, Pexels