Правила цифровой гигиены для дошкольника
Сегодня невозможно представить себе человека, не использующего гаджеты. Телефон превратился из простого средства связи людей в многофункциональное суперустройство. Это устройство для общения, заказа продуктов, покупки всего необходимого, обучения и развлечений. Практически все жизненные вопросы можно легко решить с помощью маленького прибора у нас в кармане. Удобно, не правда ли? А что насчет смартфона и детей? Наш эксперт Анастасия Серова, педагог-психолог МАДОУ г. Мурманска № 123, рассказывает о правилах цифровой гигиены для дошкольника.
Цифровое детство
Ключевая особенность современных детей — они уже рождены в мире, наполненном цифровыми инструментами. С самого рождения их окружают взрослые, использующие смартфоны. Ребенок считывает возможности использования телефона или планшета с момента, когда начинает познавать окружающий мир. Глядя на родителей, ребенок постепенно учится взаимодействовать с этим «волшебным» прибором.
Гаджет — это не какое-то абсолютное зло, которого нужно избегать. Наша задача — научить ребенка им пользоваться правильно, эффективно.
Когда знакомить ребенка с гаджетом?
До трехлетнего возраста ребенку очень важно познавать мир через все органы восприятия — зрение, слух, осязание, вкус. Ему обязательно нужно все увидеть, услышать, потрогать, подвигаться, с чем-нибудь активно действовать, испытать эмоции и т. д. Достигнуть этого можно только в живом общении и активном познании мира, а гаджет тут точно не помощник.
С 3 до 5 лет активно развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, речь. Использование гаджетов в этот возрастной период чревато потерей интереса к детским видам деятельности (конструирование, рисование и лепка, театрализация, восприятие чтения книг и др.), а особенно отметим важность сюжетно-ролевой игры. Следовательно, когда мы говорим об использовании смартфонов дошкольниками, мы имеем в виду исключительно старший дошкольный возраст, то есть примерно с 6 лет.
Очень важно, чтобы именно родитель познакомил ребенка с гаджетами и всеми возможными способами их использования. Если ребенок не знает полезных функций смартфона, то есть риск, что попадая в школьную среду, он будет использовать телефон только для игр и общения в социальных сетях.
Долой гаджеты во время удовлетворения естественных потребностей ребенка!
Удовлетворение витальных потребностей (питание, пользование туалетом, засыпание) не должно сопровождаться просмотром мультфильмов или другим использованием телефона. Ребенку очень важно научиться осознавать и понимать свои физиологические потребности. У ребенка нет аппетита? Еда под мультики — это не выход! Необходимо искать причину такого поведения — медицинского, психологического или естественного характера.
Родительский контроль
Для всех нас важно осознавать, что необходимо контролировать, чем увлечен ребенок, используя гаджет. Весь контент, потребляемый ребенком, должен соответствовать возрасту и в идеале являться развивающим. Можете рассказать ребенку об основных приложениях в телефоне и о том, для чего они нужны, обозначить те, к которым у ребенка будет доступ.
Под контролем должно оказаться время, проводимое детьми с гаджетом. Минздрав России рекомендует детям старшего дошкольного возраста проводить не более 15 минут в день за компьютером (или другими гаджетами). Введите четкие правила использования гаджетов, которые будут соблюдать все члены семьи (например, «Никаких виртуальных игр по будням» или «Все откладываем гаджеты за ужином»).
Поставьте дополнительную защиту (пароли, Face ID) на приложения, к которым у ребенка не должно быть доступа (приложения банков, онлайн-покупок, социальные сети).
О полезном
Первое, чему нужно научить ребенка при знакомстве со смартфоном, — связываться с родителями. Научите набирать номера мамы и папы (предварительно выучив их наизусть), писать сообщения (лучше простые смс, чем в мессенджерах), предложите ребенку самостоятельно позвонить бабушке в другой город. Тем самым закрепится основная цель использования смартфона — общение (а не виртуальные игры).
Затем можно расширить сферу использования смартфона или планшета, обучив ребенка умению искать нужную информацию — вводить запрос в поисковик и искать ответ.
- Найдите ответ на вопрос ребенка (например, сколько звезд в нашей галактике).
- Попробуйте найти любимую сказку ребенка в аудиоформате и вместе послушайте ее.
- Поищите в Сети, как поэтапно рисовать животных, и нарисуйте их на листе бумаги.
Но также обязательно следует сделать оговорку, что не вся информация в интернете правдива.
Продемонстрируйте сами, для чего может быть использован гаджет. Покажите, как выбираете продукты в доставке или сравниваете разные виды кроссовок на маркетплейсах (это еще и повод поговорить о бытовых покупках и семейных финансах).
Если вы используете гаджет для игр, проследите, чтобы они выполняли развивающую функцию: сортировка, прохождение лабиринтов, поиск предметов, мемори, шифровки — выбор очень велик.
Подбирайте для ребенка игры, которые несут в себе задания на развитие логики, внимания и памяти.
Не забываем о важном!
При всей пользе гаджетов не следует забывать, что зависимость от них формируется очень быстро, незаметно и имеет серьезные последствия. Предоставьте ребенку возможность познавать мир всеми доступными способами, не заостряя внимание на виртуальном мире, но и не запрещая: мы живем в цифровом мире и это не изменить. Главный способ показать ребенку мир вокруг — ваш собственный пример.
Удачи вам, неравнодушные мамы и папы!
Материал подготовлен при содействии ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».