Даже в таком демократичном канале общения, как мессенджеры, есть свои правила, нарушать которые нежелательно
Раньше о людях судили по одежке, теперь — по профилям в соцсетях и умению общаться в интернете. Виртуальная среда стала настолько важной частью нашей жизни, что основам цифрового этикета детей необходимо учить наравне с правилами поведения за столом, убеждена эксперт по сетевому общению Ольга Лукинова.
Преподаватель Института общественных наук РАНХиГС, создатель телеграм-канала «Цифровой этикет» Ольга Лукинова написала для представителей разных поколений полезную книгу «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете». Многолетние наблюдения за пользователями Сети позволили ей обобщить многие стихийно сложившиеся правила интернет-общения и убедить читателей в том, что вежливость и уважение к собеседнику важны онлайн не меньше, чем в офлайне. Мы пересказали некоторые тезисы новой книги, в основном описывающие разговоры в мессенджерах.
10 заповедей сетевого общения
Впервые правила поведения при общении в интернете были сформулированы в 1994 году в книге программиста Вирджинии Ши «Нетикет». Эти базовые принципы — своего рода 10 заповедей. Наше поведение в Cети с тех пор сильно изменилось, но эти заповеди все еще актуальны.
- Помните, что говорите с человеком, а не с компьютером, и можете его ранить.
- Придерживайтесь тех же правил и стандартов поведения, которых вы придерживаетесь в реальной жизни.
- Учитывайте, где именно вы находитесь в Сети: нетикет меняется на разных площадках.
- Уважайте время и трафик других людей: не заставляйте других тратить их попусту.
- Позаботьтесь о своем образе: пишите грамотно о том, в чем разбираетесь, и будьте вежливы.
- Делитесь опытом и знаниями.
- Держите под контролем конфликтные ситуации.
- Уважайте чужую частную жизнь и не читайте чужую переписку.
- Не злоупотребляйте своей властью.
- Прощайте людям ошибки: когда-то вы тоже были новичком.
Современный нетикет — больше чем вежливость
За последнее десятилетие пользователи перестали быть анонимными. Сегодня почти все наши действия в интернете привязаны к аккаунту, профилю, почте или номеру телефона. И если мы кому-нибудь грубо ответим в Facebook, все будут знать, кто именно это сделал.
Открытость и постоянная авторизованность привели к тому, что пользователи стали серьезнее задумываться о своей цифровой репутации.
Эволюционировал за это время и подход к нетикету. Современная цифровая вежливость — уже не просто соблюдение приличий. Это такое взаимодействие, которое не будет доставлять собеседникам лишних неудобств, сделает общение эффективным и сэкономит время, силы и трафик. А первые два ресурса ограничены у всех, поэтому и возникает запрос на правила общения в Сети. Нетикет помогает избежать неловкости в общении и предлагает готовые модели поведения в разных ситуациях в Сети. Особенно они пригодятся подросткам — умение вовремя их применить позволяет не только оставаться воспитанным человеком, но и при необходимости защитить свои личные границы.
Как обмениваться сообщениями, учитывая интересы собеседника
Иконки мессенджеров сегодня есть в телефоне практически у каждого, это один из самых быстрых и удобных инструментов коммуникации. WhatsApp, Viber, Facebook Messenger и ВК заменяют многим и почту, и файлообменник, и новостную ленту.
Однако мессенджеры все еще не завоевали официальный статус средства делового общения, и поэтому трудно выработать единые для всех правила.
Люди по-разному используют мессенджеры: для кого-то это очень личное средство связи — для общения с друзьями и родственниками, для кого-то, наоборот, главный способ публичного взаимодействия с миром.
Договориться об удобном для всех формате общения
Лучше всего еще на этапе знакомства обсудить, как вашему собеседнику удобнее общаться. Выясните, какая площадка удобнее для обоих (или всех, если их больше двух) собеседников.
Уточните привычки и пожелания человека, например, можно ли писать ему ночью, готов ли он слушать голосовые сообщения и как относится к гифкам. Уже на этом этапе можно избежать многих неприятностей из-за недомолвок.
Представляться
Если пишете незнакомому человеку, обязательно представьтесь, даже если в вашем профиле указаны имя и фамилия. Во-первых, вы сразу дадите собеседнику знать, как к вам лучше обращаться — «Маша» или «Мария». Во-вторых, если писать, не представляясь, собеседник может подумать, что вы уже с ним знакомы. Чтобы избежать неловких ситуаций, представьтесь в первом же сообщении: назовите имя, фамилию и причину, по которой вы решили написать человеку.
Учитывать контекст
Правила неформального общения достаточно подвижны и во многом зависят от конкретной ситуации.
Если цель коммуникации — дружеское общение или эмоциональный контакт с собеседником (выразить свои чувства, обменяться впечатлениями), то по умолчанию можно использовать и гифки, и смайлики, и голосовые сообщения.
А если задача — совместная работа над каким-то делом (донести информацию, найти решение проблемы), то лучше говорить кратко и по теме, использовать текст вместо голосовых сообщений и избегать флуда (разговоров не по теме), пока вопрос не будет решен.
Соблюдать границы
Несмотря на то, что мессенджеры — «круглосуточный» канал информации, лучше не писать в то время, когда можно потревожить собеседника. Не нужно оставлять сообщения на стене в соцсетях — вполне можно сделать это в личной переписке. Соблюдение границ также проявляется в заботе о конфиденциальности вашего общения и в том, чтобы не давать непрошенных советов в ответ на посты ваших друзей. Эти меры позволят оставаться приятным и желанным собеседником.
Отвечать там, где спросили
Важно отвечать человеку на сообщение по тому каналу связи, где он сам вам писал. Это нужно, чтобы вся переписка по одному вопросу сохранялась в одном месте. Бывает неудобно спустя несколько дней или недель искать нужное место или ссылку, если общение «разбросано» по разным площадкам.
Если площадка, где вам написали, не очень вам подходит, лучше написать в этом же мессенджере: «Отвечу на почту, там удобнее файлы пересылать» или: «Я перезвоню, чтобы обсудить вопрос. Когда удобно поговорить?»
Исключение из этого правила — просьбы помочь деньгами. Так могут делать мошенники: взламывают чей-то аккаунт и рассылают друзьям пострадавшего просьбу выручить деньгами. Если вы получили такое сообщение, то, прежде чем отправлять деньги, уточните по другому каналу связи, действительно ли знакомый нуждается в помощи.
Отвечать оперативно
Мессенджеры подразумевают оперативный ответ. Если на него нет времени, лучше не открывать сообщение и оставить его непрочитанным. Этим мы даем дополнительный сигнал: «Я не открывал сообщение, оно висит в качестве напоминания, и новое напоминание пока что можно не отправлять».
Если вы уже прочитали сообщение, но пока не готовы на него ответить, то напишите, что ответите позже. Иначе собеседник увидит, что вы просмотрели сообщение и проигнорировали его, а это уже проявление неуважения.
Не отправлять сообщения ночью
Сообщение, скорее всего, придет с уведомлением: прожужжит вибрация или раздастся звуковой сигнал. Но не все отключают звук в телефоне на ночь, а значит, есть риск разбудить спящего человека.
Даже если у человека в мессенджере горит значок online, это еще не повод писать: может, он просто не выключил компьютер.
И уж тем более не надо спрашивать среди ночи: «Спишь?» Если вы пишете по веской причине, которая требует немедленной реакции, лучше сразу извинитесь, что поздно пишете, и изложите ситуацию.
Если вы не хотите, чтобы вам писали поздно вечером, можно прибегнуть к такой хитрости: попросите человека напомнить вам об этом завтра. Возможно, со временем он поймет, что по вечерам вам писать бесполезно, если с утра все равно придется напоминать.
Не торопить собеседника
Из предыдущего правила вытекает другое: никто не обязан быть в сети 24 часа в сутки и отвечать на все сообщения мгновенно. Поэтому не стоит поторапливать человека, который не ответил сразу.
Отправлять вопросительные знаки или фразы вроде: «Ты где?», «Куда пропал?», «Почему не отвечаешь?» не очень вежливо.
Чтобы напомнить о себе, лучше задать уточняющий вопрос. Например, спросить, нужна ли собеседнику дополнительная информация. А можно и напрямую спросить, когда собеседник готов будет дать ответ, но при этом лучше объяснить, почему для вас важны сроки получения ответа: «Сориентируй, пожалуйста, когда ты сможешь определиться с цветом, мне нужно сделать заказ для нас обоих до среды».
Еще один интересный лайфхак, который предлагает Ольга Лукинова: «Если я жду от кого-то из своих друзей ответа, то, чтобы не высказывать навязчиво своего нетерпения, иногда я лайкаю их фотографии, напоминая таким образом о себе как бы невзначай».
Не разбивать сообщения на отдельные слова
Каждое новое сообщение — это звуковой сигнал и счетчик уведомлений в телефоне у собеседника. И если писать отдельными словами вместо законченных предложений, то каждое новое сообщение заставляет человека смотреть на экран мобильного телефона, но при этом не помогает понять, чего же вы от него хотите. Поэтому не надо писать «Привет», затем «Как дела?», потом «Есть время?» и так далее.
Гораздо лучше сначала сформулировать мысль, а потом делиться ею целиком, а не по частям. Ваш адресат будет благодарен, что вы потратили на эту работу свое, а не его время.
Особенно существенно придерживаться этого правила для чатов, где больше двух собеседников. Когда несколько человек одновременно начинают разрывать свои сообщения на несколько частей, реплики перемешиваются и общение сильно затрудняется.
Аккуратнее с голосовыми сообщениями
Голосовые сообщения — предмет самых жарких споров. Автор книги даже провела опрос, в котором приняли участие больше тысячи человек. Из них 72% сказали, что никогда не отправляют голосовых сообщений или делают это только в крайних случаях.
Половина респондентов объяснила это тем, что голосовые сообщения неудобно ни отправлять, ни получать. Еще 22% сочли, что голосовые сообщения удобны только отправителям. При этом 84,5% опрошенных отметили, что готовы получать голосовые сообщения только от родственников и близких друзей.
Также выяснилось, что людей раздражают как слишком короткие (менее 5 секунд), так и чересчур длинные (несколько минут) месседжи. Большая часть опрошенных считают оптимальными сообщения длиной от 10 до 60 секунд.
Обмениваться голосовыми сообщениями или нет, лучше решать вместе с собеседником. Ведь у них есть и плюсы — скорость создания сообщения и возможность передать эмоции с помощью интонации. А в числе недостатков — невозможность искать и «копипастить» нужную информацию, увеличение трафика и необходимость прослушать сообщение, чтобы оценить его ценность и срочность.
Стикеры и гифки уместны не всегда
Стикеры и гифки хорошо помогают выразить эмоциональное состояние или подчеркнуть свое отношение к теме разговора. Чаще всего они бывают забавными, однако нейтральными назвать их тоже нельзя, поэтому использовать лучше в меру. Можно придерживаться следующих принципов.
- Не отправлять их незнакомому человеку вместо приветствия (вы не знаете, как он относится к стикерам и гифкам, возможно, они вызовут у него замешательство.
- Не отправлять стикеры и гифки людям, с которыми вас связывают исключительно официальные отношения (учителя в школе, например).
- Не отправлять стикеры людям, которые сами никогда ими не пользуются.
- Не отправлять их в ответ на длинное текстовое сообщение. Человек, который писал длинный текст, рассчитывает на что-то большее, чем стикер.
- Не отправлять стикеры, которые могут быть неоднозначно интерпретированы.
Писать имена с заглавной буквы, а важные слова — полностью
Экономить время на самых важных в коммуникации словах — не лучшая идея. Сообщения со словами «спс», «пжлст», «плз», «првт» могут вызвать неприязнь — мол, неужели у человека не нашлось пары лишних секунд? Если вы действительно хотите выразить благодарность или поздороваться, не экономьте на буквах.
Писать имя собеседника (да и других людей) всегда лучше с заглавной буквы. Имя, написанное со строчной, — еще один знак неуважительного отношения к человеку.
Перечитывать текст сообщения
При перечитывании становятся видны многие нелепые грамматические и стилистические ошибки; кроме того, на телефонах часто установлена автозамена, которая исправляет незнакомые слова и слова с опечатками по своему усмотрению. Поэтому привычка перечитывать любой текст перед отправкой избавит вас от стыда за собственную небрежность и неловких ситуаций.
Фото: Коллекция/iStock