Интересные, веселые и обучающие
Для ребенка любое общение с родителем является полезным и развивающим. Особенно если в такие моменты он испытывает удовольствие и положительные эмоции. А как еще одновременно получить пользу и радость, если не в игре? Во что поиграть с детьми на прогулке, на отдыхе, на море или просто дома, советует детский психолог, арт-терапевт, логопед Галина Шевцова.
Восприятие предметов и явлений позволяет накапливать представления об окружающем мире. Так происходит сенсорное развитие ребенка, которое имеет огромное значение для работы мышления, воображения, памяти. Наиболее благоприятный период для совершенствования деятельности органов чувств — раннее детство и дошкольный возраст, а самый подходящий способ для обучения и одновременно развлечения ребенка — это игра. Летом играть можно и дома, и на улице.
Маечка и юбочка
1. Берем лист бумаги формата А4 и просим ребенка нарисовать на нем (или рисуем сами) мальчика или девочку — в зависимости от желания малыша. Девочку — в платье, мальчика — в майке и шортах.
2. Вырезаем по контуру платье и/или майку (по рисунку). У нас получается картинка-трафарет.
3. Предлагаем ребенку прикладывать трафарет к разным поверхностям. Получается, что одежда нарисованных персонажей все время меняется.
4. Можно через трафарет смотреть на разные объекты: небо, землю, дерево и т. д.
Контуры и тени
1. Запасаемся мелками и большими игрушками.
2. На улице ищем поверхность, на которой мелки будут хорошо рисовать (асфальт, бетон и т. п.).
3. Кладем игрушку и просим ребенка обвести ее мелом по контуру. Второй вариант: ставим игрушку и предлагаем ребенку обвести мелом контур тени, которую игрушка отбрасывает. Если игрушки нет, можно обвести контур вашей тени.
4. Теперь контуры можно заполнять разными предметами: камушками, цветами, ветками. Когда изменится освещение (солнце опустилось, и тень удлинилась), показываем ребенку, как в результате трансформируется тень. Пусть он нарисует изменившийся контур.
Дома в эту игру можно играть, рисуя на бумаге.
Нейродорожки
Вариант для дома:
1. Рисуем дорожки на бумаге.
2. Даем ребенку инструкции разной сложности:
- Проведи указательным пальцем правой руки по волнистой дорожке.
- Проведи безымянным пальцем левой руки по дорожке из зигзагов.
- Проведи средним пальцем правой руки по прямой дорожке и одновременно указательным пальцем левой руки по волнистой дорожке.
Вариант для улицы:
1. Рисуем дорожки мелом на асфальте.
2. Даем ребенку инструкции:
- Пройди по волнистой дорожке. При этом шаги должны быть приставными! То есть носок одной ноги касается пятки другой.
- Пройди по зигзагам, после каждого шага хлопая в ладоши.
- Пройди по прямой дорожке, после каждого шага хлопая в ладоши и называя насекомое.
Давая задания, ориентируйтесь на уровень вашего ребенка. Эта игра только на первый взгляд простая. На самом деле ребенок получает длинную сложную инструкцию, которую он должен услышать, понять на слух и спланировать свои действия. Это очень полезно для развития саморегуляции и самоконтроля.
Портреты
1. Просим ребенка нарисовать на бумаге незавершенные портреты мальчика и девочки.
2. Выходим с картинкой на улицу. Промазываем клеем бумагу над изображением лиц. Просим сделать прически на портретах из того, что можно найти на улице: камушков, цветов, листьев, шишек, ягод, песка, ракушек и т. п.
Геометрические фигуры
1. На листе бумаги формата А4 рисуем крупные геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, квадрат.
2. Даем ребенку инструкции:
- Найди треугольник и заполни его, чем хочешь.
- Найди фигуры без углов и заполни их только веточками.
- Выложи контур квадрата камушками.
- Левой рукой положи шишки в овал.
- Положи камушки не в квадрат, не в треугольник, не в овал.
Задания можно усложнять в зависимости от актуального уровня развития ребенка.
Буквы
1. На листе бумаги формата А4 пишем буквы, например, А и О.
2. Предлагаем ребенку выложить буквы по контуру из подручных материалов.
Король не любит
1. Вы — ведущий, король. Ведущий встает спиной к игроку и говорит: «Король не любит…». Называть можно все что угодно: синий цвет, пуговицы, правую бровь, мизинцы и др.
2. Ребенок должен быстро обнаружить, есть ли у него то, что не любит король, если есть — спрятать это (например, закрыть рукой бровь или загнуть мизинцы и т. д.) и перебежать на другую сторону от короля, чтобы тот его не осалил.
Загадай предмет
Нужно загадать предмет, который находится в поле зрения, и описать его, не называя. Желательно использовать для описания несколько прилагательных и в конце назвать цель использования этого предмета. Например: «Она деревянная, зеленая, удобная, на ней сидят» (скамейка). Сначала загадывает взрослый, потом — ребенок.