background picturebackground picture

Семейное чтение: почему оно необходимо

Родители

Дошкольники

1942

Способ позитивного взаимодействия между ребенком и близким взрослым

О том, как превратить чтение вслух ребенку из привычного ритуала в осознанную совместную деятельность и для чего это нужно, рассказывает научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики РАО Ксения Сыроваткина-Сидорина.

По-научному, семейное чтение — это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей или других близких взрослых с последующим обсуждением и анализом прочитанного в любых формах (устных, письменных, игровых и др.). В некоторых семьях такая форма общения может отходить на второй план или отсутствовать вообще. Попробуем разобраться, почему семейное чтение так необходимо возрождать и поддерживать.

Книги в помощь

Для любого ребенка совместное чтение становится развивающим, если оно соответствует его потребностям и возможностям.

  • В начале читательского пути лучше выбрать потешки, пестушки, рассказы по картинкам, бытовые рассказы «про здесь и теперь».
  • На рубеже раннего и дошкольного возраста в общении с ребенком должны появляться истории, содержание которых выходит за рамки непосредственного опыта маленького слушателя. Особое значение в этом возрасте играют небывальщины, а затем и сказки.
  • В младшем школьном возрасте дети во время чтения и прослушивания пытаются предугадывать развитие событий и их последствия, учатся сравнивать и оценивать действия героев, сопереживать им. При подборе книг необходимо учитывать не календарный возраст ребенка, а его возможности, накопленный личный и читательский опыт.

На всех этапах читательского развития ребенку необходим взрослый, который выступает проводником в мир культуры и нового опыта. Книга становится предметом обсуждения, который сближает семью, заставляя на время погрузиться в особый мир чтения.

К сожалению, многие семьи в настоящее время чаще используют цифровые технологии, чем книги. Стремятся не провести время вместе, а быстрее научить ребенка самостоятельности. Но без помощи взрослого ребенку будет очень сложно осваивать новый мир.

Некоторые цифры

В последние годы благодаря активной социальной рекламе стали заметны тенденции к тому, что семейное чтение возрождается, но пока больше в рамках ритуала перед сном. Данный тезис доказывают результаты социального опроса, который был проведен в 2021 году. В нем приняли участие 262 родителя детей в возрасте от 5 до 10 лет. 90% опрошенных читают своим детям, из них 71% родителей читают только перед сном, а 29% родителей — только днем/утром. 34% опрашиваемых понимают, что для них семейное чтение — это больше традиция, чем осознанная деятельность. 45% — никогда не придумывали продолжение к прочитанной истории, а значит, не использовали такой вид чтения, как сотворчество. 55% — используют чтение только для обучения ребенка чему-то.

К сожалению, чтение без обсуждения прочитанного из осознанной совместной деятельности превращается в необходимость, как, например, чистка зубов по утрам, и в связи с этим теряет свою развивающую силу.

Виды семейного чтения

1. Опосредованное чтение — это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя.

2. Самый важный вид семейного чтения — чтение как сотворчество — чтение, в котором на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя, и роль рассказчика, и даже роль критика. В этом процессе важно обращать внимание ребенка на положительные и отрицательные стороны героев книги, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет ребенку осознать, почему нравится один и не нравится другой герой.

3. Долгожданный для любого родителя вид чтения — самостоятельное чтение — самый сложный вид для ребенка. Важно не спешить переходить на него: на фоне сосредоточения на правильности прочтения может теряться смысловое понимание. Поэтому даже если ребенок научился читать, не спешите уходить от совместного чтения вслух. И в начале этого пути используйте возможность вместе с ребенком сделать своими руками книгу, которая будет ему понятна и интересна. Она должна отражать его жизненный опыт, который он с радостью сможет увидеть на страницах книги и прочитать, а после прочтения — обсудить и осознать. Например, книгу с фотографиями ребенка с подписями о происходящем, которые составляют отдельную историю. Предположим, «Вася в зоопарке».

А позже можно использовать книжки с фотографиями, описывающие доступным для ребенка языком события, свидетелем которых он не был. Они представляют собой переходную ступень, мостик между рассказом взрослого (бытовой контекстной речью) и художественным произведением (литературной контекстной речью).

Освоение ребенком позиции автора, творца важно не только для его читательского развития, но и для развития его личности в целом. Совместное со взрослым творчество дает ему возможность почувствовать вкус к изменению, преобразованию действительности и свою способность совершать эти изменения.

Семейное чтение позволяет получить удовольствие от совместной деятельности, а значит укрепить привязанность и создать доверительную атмосферу.

При совместном чтении важно концентрироваться не только на обучающем компоненте — он должен быть вторичным. Главное — общение со своим ребенком. Подходить к этому процессу нужно неформально, в первую очередь для обоюдного получения удовольствия.

Такая деятельность улучшает эмоциональную связь со взрослым, развивает воображение, улучшает понимание своих и чужих эмоций, обогащает словарный запас, развивает слуховое восприятие, усидчивость, внимание, память и стимулирует социальное развитие через разбор и моделирование жизненных ситуаций. В неформальной ситуации общения развитие и обучение происходит незаметно для ребенка.

Как читать

Предлагаем алгоритм работы с книгой, который поможет настроить ребенка на совместное чтение.

1. Необходимо всегда начинать чтение со знакомства с обложкой, иллюстрациями, названием книги и автором.

2. Во время чтения следует останавливаться и спрашивать ребенка о понимании некоторых трудных и незнакомых слов. После прочтения в течение дня возвращайтесь к этим словам, чтобы они запомнились.

3. После прочтения важно узнать мнение ребенка о книге и высказать свое отношение. Многие родители переходят в позицию педагога и забывают высказывать собственное мнение. А ведь это важно для ребенка, это показывает степень заинтересованности родителя и привносит обучающий компонент.

4. Важно обсудить главного героя, его поступки, понять, почему он поступил так и как мог бы поступить иначе. Взрослый тоже обязательно должен высказывать свое мнение, чтобы процесс общения не превращался в формальное занятие.

5. Вместе важно подумать, чему учит книга, вспомнить похожие эпизоды из своей жизни.

6. Предложить ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду и нарисовать также самому. А потом вместе обсудить свои рисунки. Это задание поможет развить речь и память.

7. Предложить ребенку вместе обсудить и придумать продолжение истории. Эта форма обсуждения способствует развитию мышления.

Важно поставить на первый план личностное, неформальное эмоциональное общение, которое поведет за собой развитие. Главное, не превращать совместное чтение и творчество в докучную обязанность, экзамен: чему научился, насколько хорошо понял. Заинтересовать ребенка, разделить с ним свою любовь к чтению, к разговорам и творчеству «вокруг книги» — вот основная задача взрослого.

Беседовала Анна Демина

Поделиться в соцсетях