Учим правила безопасности движения
Технические новшества появляются в нашей жизни настолько быстро, что мы не всегда успеваем их правильно осваивать. Живые примеры тому — электросамокат, гироскутер, сегвей. Как ими пользоваться, чтобы не навредить себе и окружающим? Электротранспорт может стать верным другом, если соблюдать несложные правила. Вместе с главным тренером Школы безопасности Сергеем Киселевым поговорим о том, как грамотно использовать транспорт нового поколения и оставаться на позитиве.
О законодательстве и здравом смысле
Сложно представить, но в начале XX века в похожей ситуации были водители автомобилей — единых правил дорожного движения не существовало. И пока только вносятся предложения о поправках в законодательство, важно понимать, что ответственность за безопасность — свою и окружающих — несет тот, кто пользуется транспортным средством.
Помните: безопасность — это в большей степени предупреждение, чем работа с последствиями.
Ограничений юридического и правового использования самоката пока нет. Есть лишь правила шеринга, по которым арендовать электросамокат можно только с 18 лет. Но это все-таки касается больше гражданско-правовых отношений, чем правил эксплуатации.
Все люди на самокатах юридически приравниваются к пешеходам. Но пешеход двигается со скоростью 5–6 км/ч, а электросамокат может разгоняться до 50 км/ч. Тут есть нюанс: пешеходом человек на электросамокате признается только в том случае, если мощность мобильного транспорта — не больше 4 кВт, а максимальная скорость — 50 км/ч. Но ведь для самоката это очень большая скорость — так быстро движется автомобиль. И, если в автомобиле человек защищен (ремнем и подушками безопасности, самим корпусом), то на самокате, никакой защиты нет.
По правилам, если мощность самоката больше 4 квт, а скорость выше 50 км/ч, его могут признать мопедом. В таком случае понадобятся права категории М и шлем. И здесь, конечно, вступают в силу возрастные ограничения. Права на мопед можно получить только с 16 лет. Но пока в законодательством не урегулированы пробелы, лучше полагаться на здравый смысл и собственные представления об эксплуатации.
Водительское удостоверение для управления самокатом до 4 кВт не требуется, шлем по ПДД тоже не нужен: пешеходы их не носят. Но все же, из соображений безопасности, лучше ездить в шлеме.
Совет: отправляясь на прогулку, убедитесь, что шеринговая компания предоставляет вместе с электросамокатами каски. Если в прокате защита не предусмотрена, обязательно захватите свой шлем.
О запрете перевозки грузов и пассажиров
Не перевозите на электросамокате детей, других пассажиров или крупногабаритные грузы. Электросамокат для этого не предназначен! Вдвоем на нем ездить нельзя, а большая сумка может спровоцировать потерю равновесия.
Мужчина как-то попытался перевезти большую тяжелую сумку со спортивным инвентарем на электросамокате. Эксперимент закончился печально: человек потерял равновесие, упал и сломал ключицу. А потом подал иск на компанию, которая сдает в аренду самокаты, чтобы отсудить сумму на свое лечение. Оказалось, в правилах безопасности не было пункта про запрет перевозки тяжелых вещей и не уточнялось, что при катании важно соблюдать баланс веса.
Не забывайте — самокат, гироскутер, сигвей — средства индивидуальной мобильности. А значит, они рассчитаны на одного человека. Двойная ручка (вторая расположена чуть ниже основной) на некоторых устройствах рассчитана на небольшую ручную кладь. Об этом можно прочитать в стикере на руле.
Об ограничениях: возрастных и скоростных
Следите за тем, чтобы ребенок разгонялся на самокате не больше собственной скорости бега — 12–15 км/ч. Для взрослых скоростные ограничения выше — до 20 км/ч (это средняя максимальная скорость велосипеда).
Для детей 10–12 лет существуют специальные электросамокаты — они чуть меньше и с более плавной системой торможения. Вообще, изначально самокаты очень физиологичны. Если на небольшой, вот на такой «детской», скорости резко затормозить, объехать какие-то препятствия или неровности — маневры будут плавными и выверенными, устройство моментально подстроится и будет послушным. Но когда мы разгоняемся до скорости автомобиля, прогулка становится очень травмоопасной.
Не переезжайте на самокате и не перебегайте пешеходный переход. Скорость пешеходов — примерно 6 км/ч. Обязательно слезайте с самоката и велосипеда и сбавьте шаг перед тем, как перейти дорогу. Водитель просто не успеет среагировать, если человек будет двигаться со скоростью, в пять раз превышающей обычный темп пешехода.
Совет: обязательно снижайте скорость до 18–20 км/ч, если движетесь по тротуару или в многолюдном месте. Всегда замедляйтесь перед препятствиями (стыки бордюров, дорог, тротуаров и пр.). И ни в коем случае не пользуйтесь мобильным телефоном во время движения, не отпускайте руль. Он очень чувствительный: если отпускаете одну рукоять, руль перестает слушаться и начинает «ходить» из стороны в сторону. И еще. Никогда не ездите на самокате в наушниках — вы можете не услышать приближение людей, животных, транспорта и просто потерять бдительность.
Если видите, что впереди идут люди, обязательно предупредите их о своем приближении. Обычно слева на рукоятке есть резиновое кольцо, которое при прокрутке издает звонок, чтобы просигналить прохожим.
Не используйте электросамокат в дождь: устройство может коротить, и вас ударит током. К тому же в непогоду тротуарная плитка становится для электросамоката, как лед, — сцепления практически нет.
О важном
О безопасности сказано уже немало — и лишних слов здесь не бывает. Относитесь ко всему с позитивом, но не забывайте о соблюдении простых правил и всегда руководствуйтесь здравым смыслом. Ведь мы с вами в ответе не только за себя — есть еще дети, которые потом скажут спасибо за заботу. Всё, как в самолете, помните? Сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребенка.
Запомнить все нюансы проще, когда есть надежные помощники. С 25 по 29 сентября по всей стране пройдет второй этап масштабного Урока безопасности в онлайн-формате. Большой тематический блок о правилах дорожного движения как никогда актуален. Приходите всей семьей, чтобы проверить себя и стать частью осознанного сообщества, в котором каждый знает: безопасность — это ответственность!
Беседовала Анна Демина
Фото: Unsplash, Pixabay