background picturebackground picture

С моим ребенком что-то не так?

Особые дети

14509

Вы знаете его лучше всех, поэтому отнеситесь внимательно к своей тревоге

Границы нормы подвижны, но в каждом возрасте есть некоторые особенности развития ребенка, которые должны привлечь внимание родителей. Если вы отмечаете у своего ребенка что-то из перечисленных ниже признаков — это повод обратиться к специалистам. Как правило, раннее вмешательство оказывается более эффективным.

Знание об определенных вехах развития малыша поможет сориентироваться и определить, все ли у него хорошо. Наблюдая за реакциями и поведением в разном возрасте, родители смогут вовремя выявить сложности в развитии.

Если малышу меньше года

На первом году жизни нужно обращать внимание на двигательную активность ребенка, его реакции на окружающий мир, доречевые звуки и первые слова. Также необходимо наблюдаться у педиатра и врачей-специалистов (невролога, офтальмолога и других). Особенности развития могут быть индивидуальными и преодолеваться с течением времени, однако важно не пропустить симптомы каких-либо отклонений, чтобы вовремя начать лечение.

В 2 месяца

Обращает ли ребенок внимание на свои ручки, рассматривает ли их? Это умение связано с тем, что дети учатся концентрировать свой взгляд на предметах. Рассматривание ручек свидетельствует о достаточной зрелости глазного аппарата. Если такое поведение отсутствует, это может свидетельствовать о неврологических проблемах, поэтому лучше проконсультироваться с педиатром.

Реагирует ли малыш на шум? Младенцы реагируют на резкие звуки: поворачивают голову к источнику шума, вздрагивают, морщатся или могут заплакать. Если вы не видите таких реакций, лучше проконсультироваться с педиатром. Он, в свою очередь, может направить к отоларингологу, неврологу или другому специалисту.

В 3 месяца

Следит ли ребенок взглядом за движущимися предметами? К 3 месяцам ребенок уже вовсю хочет исследовать мир и пытается удержать вложенную в его ручки игрушку. Некоторые маленькие предметы (например, погремушки) он уже может удержать в руках сам и тянет в рот.

Улыбается ли младенец близким? К третьему месяцу жизни улыбка становится для ребенка важной социальной составляющей: малыш не улыбается игрушкам, а вот людям — с удовольствием.

Держит ли головку? В этом возрасте шейные мышцы малыша уже становятся достаточно крепкими, чтобы он мог держать голову самостоятельно. Если этого не происходит, возможно, нарушена иннервация мышц и ему требуется визит к неврологу или массажисту. Но, опять же, прием у педиатра — в первую очередь.

В 4 месяца

Если младенцу тяжело одновременно двигать глазами, один глазик косит или ребенок часто сводит их к переносице, это повод насторожиться. До 3 месяцев сведение глаз к переносице встречается у многих младенцев: в таком возрасте дети еще не в состоянии полноценно управлять глазными мышцами. Но к 4 месяцам этот навык в норме развивается сам по себе.

Другие признаки проблем в развитии в возрасте 4 месяцев — ребенок не агукает и не пытается произнести звуки; не тянет предметы в рот; не старается коснуться пола и не выпрямляет ножки, когда чувствует твердую поверхность.

В полгода

Если к этому возрасту ребенок испытывает трудности с тем, чтобы поднести предмет ко рту, не может лежа самостоятельно перевернуться в обе стороны и не может сесть, хотя вы ему помогаете, это может говорить о проблемах со спинным мозгом: он отвечает за передачу двигательных сигналов, развитие равновесия и координации, а без этого освоение дальнейших навыков будет осложнено. В этом случае помогает массаж и комплекс упражнений, которые назначит специалист.

В 7 месяцев

Вялые или, наоборот, постоянно напряженные мышцы требуют внимания. В первом случае ребенок словно тряпичная кукла, у него сниженный тонус мышц ручек и ножек. Во втором случае они большую часть времени согнуты и попытки их разогнуть встречают сопротивление. Другой симптом недостаточного развития мышц — если голова по-прежнему заваливается назад, когда ребенок пытается сесть. В описанных случаях может помочь курс массажа, назначенный специалистом.

Иногда младенец протягивает только одну ручку и почти не двигает второй. Возможно, одна из ручек была повреждена при родах или у малыша проблемы с позвоночником или спинным мозгом. Проконсультируйтесь с педиатром и попросите его направить вас к неврологу.

Социализация ребенка начинается уже в 2–3 месяца. Сначала это улыбка, затем смех и стремление обнять родителей, бабушек и дедушек. Малыш отказывается обниматься, не показывает привязанности к родителям? Если такого поведения не наблюдается, это косвенный признак проблем. Однако здесь есть исключение: если малыш не видел близкого человека несколько дней подряд, то может его забыть: это заметно по его настороженному и подозрительному взгляду на «чужака».

Издает ли ребенок звуки? Отсутствие гуления и лепета может быть признаком проблем со слухом, общей задержки развития или даже психологической травмы (ранняя разлука с мамой, перенесенное заболевание). В редких случаях упорное молчание — симптом аутизма, серьезного психического заболевания. Поделитесь своими опасениями с педиатром и попросите его направить вас к логопеду, отоларингологу, психиатру или неврологу.

От года до трех

В 12 месяцев

Ребенок не может ползать или делает это, волоча одну сторону тела; не может стоять, хотя вы его поддерживаете. В этом возрасте малыш отрабатывает движения, которые он усвоил до 1 года. Позвоночник в норме уже достаточно развит для самых разнообразных движений, поэтому если даже с вашей помощью ребенок не может устоять на ногах, это однозначный повод посетить специалиста.

Старается ли малыш найти предметы, которые вы от него спрятали у него на глазах? Примерно в 1 год у ребенка появляется интерес к простейшим играм, он с любопытством наблюдает за действиями взрослых, особенно за теми, которые направлены на него. В этом возрасте он уже понимает, что игрушка не может исчезнуть просто так, и постарается ее найти. Отсутствие такого интереса может быть признаком нарушений интеллектуального развития.

Малыш не сказал еще ни одного осмысленного слова, понятного родителям? К 1 году ребенок начинает произносить свои первые «детские» слова: «гав», «мяу», «гули-гули», «ба-ба» и так далее. Также обратите внимание, если он еще не пользуется жестами, такими как, например, качание головой из стороны в сторону, означающее «нет», и не показывает пальчиком на предметы, которые хочет.

В полтора года

Не научился ходить или все еще ходит на носочках, хотя начал ходить несколько месяцев назад. Когда ребенок только «изучает» возможности прямохождения, он всегда передвигается на цыпочках. Но спустя пару месяцев подключаются и пятки. Если он не перестает ходить на носочках, это может быть признаком повышенной нервной возбудимости. Она, в свою очередь, может быть следствием недоношенности, повышенного тонуса мышц или сверхчувствительности. С этими проблемами, как правило, можно справиться с помощью своевременного курса массажа.

С 2 до 3 лет

Если к 2 годам ребенок не научился произносить хотя бы 15 слов, это явный признак задержки развития речи. Причины могут быть разными: недоношенность, гипоксия или родовая травма. В норме к этому возрасту дети знают примерно 150 слов, поэтому если его словарный запас едва насчитывает 15 слов — это повод посетить врача. Кстати, другая возможная причина — недостаток общения. С малышом нужно активно общаться с первых дней жизни, а если такое общение отсутствует, речевым навыкам взяться просто неоткуда.

Иногда ребенок не использует в речи словосочетания, а только отдельные слова, или не пытается повторять за родителями. С одной стороны, это может быть признаком трудностей социализации: ребенку просто не нравится взаимодействовать с людьми. Но могут быть и медицинские причины, выяснить которые предстоит логопеду.

Малыш не следует простым двухступенчатым инструкциям («сначала вымоем руки, затем будем обедать»). Здесь речь идет не о случаях, когда ребенок время от времени решает «проявить характер» и отказывается подчиняться — это естественно в возрасте 2–3 лет. Однако систематическое игнорирование просьб окружающих может быть следствием нарушения памяти, внимания или волевого поведения. Также следует насторожиться, если ребенок не задает вопросов («Что это?») об окружающем мире.

Обратите внимание на то, как проходит социализация ребенка. Если отсутствует интерес к взаимодействию со сверстниками или, наоборот, ребенок не играет самостоятельно, то есть смысл обратиться к психологу.

С 3 до 4 лет

К 3 годам вестибулярный аппарат и моторика уже хорошо развиты и дети уверенно стоят на ногах. Если же малыш постоянно спотыкается, падает, плохо держит равновесие, это повод для визита к неврологу и ортопеду. Невролог может направить на МРТ головного мозга, чтобы исключить поражение мозжечка (который отвечает за координацию движений). А возможно, дело в проблемах развития свода стопы, и в таком случае поможет ортопед — назначит массаж стоп или другие процедуры.

Если ребенку трудно подниматься и спускаться по лестнице, он не может построить башенку более чем из 4 кубиков или нарисовать круг, ему трудно играть с мелкими предметами и держать карандаш, то скорее всего, как и в случае с предыдущим пунктом, у малыша проблемы с мелкой моторикой, и нужно посетить невролога. Также в этом возрасте поводом для беспокойства может стать незнание цветов, малопонятная для окружающих речь и неправильное построение фраз.

Интересно ли ребенку играть в ролевые игры («дочки-матери», «доктор»)? Дети любят наблюдать за действиями взрослых и хотят участвовать в них. В силу возраста они пока не могут играть взрослые роли, но реализуют это желание в виде игр. Если ребенок не заинтересован в них, это может говорить о трудностях в социализации или нарушении привязанности к близким людям. Это повод обратиться к психологу или психиатру — он уточнит уровень психического развития ребенка и даст профессиональные рекомендации.

Если трехлетний ребенок не любит визуальный контакт (избегает смотреть в глаза), не проявляет интереса к другим детям и к игрушкам, это должно насторожить: в 3 года у ребенка уже можно выявить аутизм. Необходим визит к педиатру, а он, в свою очередь, направит к неврологу или другому профильному специалисту.

С 4 до 5 лет

В возрасте 4–5 лет стоит обратиться к психологу, если у ребенка не развита память, проявляется неадекватное поведение (агрессивность, гиперактивность, конфликтность). Консультации и занятия с логопедом потребуются при нарушениях звукопроизношения, грамматического оформления фраз (обратный или случайный порядок слов), медленном пополнении словаря, трудностях пересказа знакомых сказок (даже с помощью взрослых).

Кроме того, внимание специалистов требуется, если ребенок предпочитает молчать, хотя умеет говорить; испытывает трудности ориентирования в пространстве (не различает правую и левую руку); демонстрирует нарушения общей и мелкой моторики (не может нанизывать бусины средней величины на толстую леску или проволоку, прыгать на одной ноге).

От 5 до 6 лет

К неврологу и психологу в этом возрасте стоит обратиться, если малыш не может сконцентрировать внимание на одной деятельности больше минуты, у него снижена работоспособность, наблюдаются эмоциональные и коммуникативные трудности.

Обратить внимание также следует на нарушения общей и мелкой моторики, трудности в определении количества звуков в словах и места звука в слове (начало, середина, конец слова), а также, когда ребенок не может соотнести цифру с количеством предметов, не умеет раскладывать предметы от самого большого к самому маленькому и наоборот, не может называть дни недели, последовательность частей суток, времен года, не запоминает свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

От 6 до 7 лет

В этом возрасте нужно оценить готовность к школьному обучению: пройти комплексное медицинское обследование (6 лет — это как раз возраст первой диспансеризации), получить консультации психолога и логопеда.

При этом нужно обратить внимание на трудности ориентирования во времени и пространстве, установления сходства и различия между предметами и явлениями, нарушения устной речи, недостаточность внимания и памяти.

Как действовать, если вы беспокоитесь

Если вы чувствуете, что у вашего ребенка проблемы, это еще не значит, что ваши опасения обоснованны. Но тем не менее нужно начать действовать, не обращая внимания на мнение окружающих, которые уверяют вас, что вы слишком мнительны и зря беспокоитесь. Вы лучше знаете своего ребенка.

Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем быстрее поможете ребенку. Запишитесь на прием к педиатру, поделитесь своими наблюдениями и получите профессиональное мнение. Возможно, врач согласится с вами и направит к узкому специалисту или предложит подождать несколько недель и понаблюдать за состоянием в динамике.

После посещения доктора задайте себе вопрос: «Отнеслись ли к моей проблеме серьезно?» Необходимо, чтобы врач не отмахивался от ваших вопросов и сомнений. В любом случае полезно будет узнать второе мнение.

Часто родители отказываются верить в то, что говорят врачи, и не слышат их рекомендаций. Но нужно быть готовыми к любому, в том числе неприятному, диагнозу. В этот сложный момент придется довериться профессионалам, которые определят дальнейшие шаги.

Воспитание детей — скорее марафон, а не спринт, особенно если это ребенок с особенностями развития. Не стоит ожидать быстрых результатов, просто продолжайте начатую работу. И любая, даже самая маленькая победа будет поводом для радости и гордости за себя и своего малыша.

  

Источники:

Сайт Федерального ресурсного центра ПМПК

Журнал и сайт «Счастливые родители»

Журнал и сайт Psychologies

О. Жукова, В. Балобанова «В вашей семье ребенок с проблемами» (Нева, 2004)

Поделиться в соцсетях