Как тревога родителей передается детям и препятствует их социальному развитию
Нам свойственно бояться за наших детей. Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто опасаются за него вдвойне. Сами того не желая, они транслируют детям мысль о том, что мир опасен. О том, как работает этот механизм, рассказывает Наталья Петровна Болотова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики.
Перегруженность рождает тревогу
Уважаемые родители, всегда ли мы задумываемся о своем эмоциональном состоянии? Как правило, нам о нем некогда думать, потому что в течение дня нужно многое успеть, многое сделать. А трудности подростков в обучении и в социализации могут быть связаны с родительскими взаимоотношениями.
Мы, родители, очень заняты повседневными делами, работой, заботой о близких. Хочется успеть сделать все запланированные дела, ведь мы стремимся быть хорошими родителями. Перегруженность создает эмоциональный дискомфорт, рождает тревожное состояние и страхи. Родители ребенка с ОВЗ часто выражают высокую тревогу и страхи по поводу того, что сверстники могут обидеть их ребенка, так как он другой, не такой, как они.
Как проявляется тревога?
Тревожность и страх — это переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предчувствием неприятности и опасности, немотивированной угрозы, которое проявляется реакциями на психологическом и физиологическом уровнях.
На психологическом уровне ощущается напряжение, озабоченность, неудача, неуверенность, робость, чувство неопределенной опасности.
На физиологическом — учащенное дыхание, усиленное сердцебиение, повышение артериального давления, изменение пульса и ускорение основных рефлексов. Проявления на психологическом и на физиологическом уровнях не позволяют подросткам с ОВЗ успешно взаимодействовать со своими сверстниками и с другими людьми.
Как тревога мешает коммуникации?
Родители могут вслух выражать мысль о враждебном мире, который несет их ребенку опасность. Пытаясь таким образом уберечь ребенка-подростка от разочарований и стрессовых ситуаций, родители могут передавать ему свое эмоциональное состояние.
В социальном развитии подростка тревожность и страх выступают как одно из средств родительского воспитания, которое не позволяет успешно общаться со сверстниками. Но именно в подростковом возрасте существует необходимость принадлежать к подростковой субкультуре, а ведущей деятельностью является общение со сверстниками.
Как помочь себе и ребенку?
Родителям подростков с ОВЗ нужно помнить, что причины трудностей в коммуникации со сверстниками у детей могут быть связаны с их, родителей, эмоциональным состоянием. Если это так, то им стоит обратиться к семейному психологу.
Фото: Коллекция/iStock