background picturebackground picture

Родители, дети и домашнее чтение

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

1701

Книга — это не только источник знаний

О том, зачем современному человеку читать традиционные бумажные книги, рассказывает доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и педагогики ТГПУ Светлана Поздеева.

По наблюдениям социологов, количество любителей чтения можно вычислить по формуле одной трети. То есть одна треть населения страны любит книги и читает регулярно, вторая — читает время от времени, третья часть не любит и не читает вообще. В читающих семьях существует культ книги, богатая библиотека, все члены семьи читают; во второй трети семей чтение случается эпизодически; еще одна треть — это семьи, которые не имеют домашней библиотеки и где дети не видят своих родителей сидящими с книгой в руках. Но если поговорить с родителями, то многие из них считают, что чтение нужно и хорошо бы ребенку привить любовь к книгам. Для чего же?

Почему важно чтение

Перефразируя высказывание французского философа-просветителя Дени Дидро о пользе чтения, современные психологи утверждают, что дети, которые читают книги, становятся взрослыми, которые умеют думать.

Если ребенок не приучен к культуре чтения, это отрицательно влияет на многие факторы. Прежде всего, на интеллектуальное развитие. В процессе чтения развиваются аналитические и умственные способности: ребенок рассуждает, задает вопросы, сопоставляет поведение разных героев. Очень важная способность, которая работает при чтении, — прогнозирование и предвосхищение событий и поступков героев. Иными словами, в этот момент развивается прогностическая функция мышления.

Эпизодическое чтение будет сказываться на речевом развитии ребенка. У читающего ребенка богаче лексикон, более развернутая речь. Кроме того, во время чтения всегда включается одна из важных психологических операций — воображение. Читающий представляет себе героев, события, пейзажи и т. п., описанные в литературном произведении. Известный психолог Лев Выготский выявил следующую закономерность в связке «воображение — речь»: люди с хорошо развитым воображением — это, как правило, люди с хорошо развитой речью.

У людей, которые «не дружат» с книгой, хромает орфографическая грамотность, или, как говорят лингвисты, языковое чутье, которое активно развивается во время чтения. Зрительная память накапливает правильные зрительные образы слов. Это помогает правильно и грамотно писать, даже если не помнить наизусть все правила русского языка.

Цели и задачи

Если родители хотят приобщить ребенка к культуре чтения, первое, о чем нужно вспомнить, — известная аксиома: в нечитающей семье не вырастет читающий ребенок. Иначе говоря, если ребенок не видит перед собой родителей, которые регулярно посвящают свое свободное время книгам, ему самому вряд ли захочется сесть и почитать.

Стать книголюбом быстро не получится, но если желание есть, то можно начать с малого. Программа-минимум — создать для ребенка соответствующую среду: вокруг малыша должны быть не только игрушки, но и книги. Тут хорошо вспомнить про так называемый эффект соленого огурца. Для того чтобы огурец стал соленым, его нужно поместить в рассол. Так же и с приобщением ребенка к чтению. Необходимо создать тот самый «рассол» в виде книг, собирания домашней библиотеки, родительского чтения, в который и «поместить» ребенка.

Необходимо активно интересоваться читательской деятельностью ребенка вне дома: «Что сегодня читали в детском саду или школе?», «Что задали на дом?», «Какой список книг на лето?»

Программа-максимум — создать традицию семейного чтения. Совместное чтение — очень хороший способ взаимодействия взрослого и ребенка, во время которого происходит установление живого эмоционального контакта. Психологи считают, что для малышей лучший способ обучения — это родительские колени.

Во время совместного чтения взрослый и ребенок через книгу выстраивают диалог, который представляет собой живое контактное взаимодействие, столь ценное в наши дни.

Если ребенок еще не умеет читать и выступает в роли слушателя, то нужно стараться делать и эту ситуацию диалогической: делать паузы, задавать вопросы, побуждать ребенка к обсуждению услышанного. Это сработает, если читать ребенку традиционную печатную бумажную книгу. К выбору книги стоит отнестись серьезно. Она должна быть среднего или большого формата, с качественными реалистичными иллюстрациями. Нужно обратить внимание на ресурсность картинки: чем больше предметов изображено на иллюстрации, тем больше тем для обсуждения, а значит, и для развития, которые можно затронуть при разговоре с ребенком. Такую книгу можно долго и неоднократно рассматривать. Все это постепенно приучает ребенка к книге.

Когда ребенок научается читать, родители часто совершают одну ошибку — перестают ему читать. Как правило, это происходит в момент, когда малыш становится первоклассником. Не стоит так поступать. Мало того, что это негативно влияет на адаптационный период в школе, так еще и дома ребенок лишается контактной ситуации с близким взрослым.

Обратите внимание: в учебниках для начальной школы вплоть до четвертого класса есть рубрика под названием «Семейное чтение». Это значит, что такой раздел необходимо читать и обсуждать вместе с ребенком.

Как читать?

Хороший способ приучить ребенка (и себя) к совместному чтению — чередование ролей читателя и слушателя: одну главу или страницу читает взрослый, другую — ребенок и т. д.

Чтение вслух имеет ряд преимуществ. Во-первых, оно управляемое. То есть, если во время чтения ребенок делает ошибки, взрослый имеет возможность их исправить, чего не происходит при чтении про себя.

Во-вторых, чтение вслух — эмоциональное. Оно развивает выразительность, а значит, эмоциональную сферу ребенка. Так происходит потому, что выразительное чтение — это чтение для другого. Если к чтению взрослого и ребенка присоединяются и другие члены семьи, то возникает полифоническое чтение, когда будут звучать разные голоса и интонации. Это важно не только для вовлечения ребенка в процесс чтения, но и для установления и развития теплых внутрисемейных отношений.

В-третьих, чтение помогает переключиться со стрессовых ситуаций на сюжет, а это успокаивает. Сильно возбужденного ребенка можно угомонить, посадив за книгу.

Старое и новое

В современную эпоху нельзя игнорировать наличие других видов книг — аудиокниг, электронных книг.

Аудиокниги удобны и ребенку, и родителям. Кроме того, они воспитывают вкус, так как произведения читают профессиональные актеры. Единственный минус состоит в том, что при прослушивании аудиокниг мы подстраиваемся под чужую интонацию, и она неосознанно влияет на наше восприятие.

Существует мнение, что прослушивание, а не прочитывание книг — это некий регресс от культуры глаза к культуре уха. Ведь слушает человек в какой ситуации? Либо когда не может сам прочитать (например, слабовидящий или слепой), либо когда не умеет читать.

Хорошее решение — сочетать чтение традиционных бумажных книг с прослушиванием аудиокниг. Часто бывает так, что после прослушивания аудиозаписи у ребенка возникает желание прочесть книгу самому. Такое взаимное дополнение оказывает двойной положительный эффект.

У электронных книг тоже много плюсов — удобство, легкость, большой объем. Но частая смена страниц и меньшее количество строк на странице создают дополнительное напряжение для глаз ребенка.

В любом случае право выбора книг остается за родителями, которым необходимо найти разумный компромисс.

Удачный УЛОВ

Родителям, которые хотят вовлечь своего ребенка в увлекательный процесс чтения, может помочь следующее слово-девиз — УЛОВ:

  • У — управление, потому что родитель управляет читательской деятельностью ребенка как более мудрый, знающий читатель и значимый взрослый;
  • Л — любовь к чтению, любовь к книге и, конечно, любовь к ребенку через совместное чтение;
  • О — общение, которое неизбежно возникает в моменты чтения и обсуждения книг;
  • В — выбор: чем больше ситуаций выбора (какую книгу будем читать, кто будет читать, в какое время будем читать) вы создаете для своего ребенка, тем чаще происходит подтверждение личностной значимости ребенка со стороны родителя. Такие действия взрослого в любой ситуации, не только в отношении чтения, очень важны и ценны для ребенка.

Вебинар Натальи Поздеевой «Родители, дети и домашнее чтение» на Всероссийской неделе родительской компетентности можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях